Из-за коронавируса школы России переведены на дистанционное обучение. Для некоторых школьников онлайн-уроки начнутся после выхода с каникул. По данным Минобрнауки, на дистанционном обучении около 80% вузов страны. На удаленную учебу также перешли учащиеся учреждений среднего профобразования.
В расписание ЕГЭ для школьников внесут изменения. Сроки досрочной сдачи перенесут. Новые даты определят в ближайшее время. Обсуждается возможность сдачи основного этапа ЕГЭ в дистанционном формате. Обучение школьников и студентов онлайн пока введено до 13 апреля.
Как сделать дистанционное образование эффективным, телеканалу «МИР 24» рассказал заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.
- Кто больше не готов к вынужденному изменению формы обучения – школы и преподаватели или ученики и их родители?
Александр Снегуров: Это неожиданным не является для всех перечисленных субъектов, потому что дистанционное образование уже стало частью нашей здоровой жизни. Эта ситуация с вирусом протестирует готовность. У нас давно уже используются различные модели дистанционного образования. Уже давно платформы образовательные существуют, мы адресуем к ним учеников; есть Skype-сеансы, есть онлайн-гимназии, где полностью обучение на этом построено. Элементы дистанционного обучения уже внедрены, я не говорю про целую многолетнюю программу «Электронная школа». Все готовы внутренне, сейчас посмотрим, насколько сама система функционирует.
- Сейчас активно используются две модели дистанционного обучения. Во-первых, это проходящие по расписанию уроки в формате вебинаров. И второе – так называемые образовательные платформы. На них есть материал для самостоятельного изучения или записанные видеоуроки. Какой формат, на ваш взгляд, предполагает получение более крепких знаний?
Александр Снегуров: Я всегда за то, чтобы существовало общение с педагогом, если дистанционное, чтобы оно было в режиме онлайн, через экран. Мне эта парадигма ближе. Это прочтение классической школы через современные условия, я это принимаю, к ним адаптируюсь. Вторая модель при этом не отрицается. Мы провели урок в режиме рассказа учителя, ответов на вопросы. Задания даются с адресацией другой модели, то есть происходит интеграция моделей. Если нужно было бы жестко выбирать (но лучше ситуацию такого выбора не организовывать), то я предпочитаю первую модель.
- Формат образования, не предполагающий прямого общения учителя и детей, требует от школьников более высокого уровня самоорганизации. С какого возраста дети на это способны?
Александр Снегуров: Мы адресуемся к абстрактной массе учеников, картина весьма пестрая. Есть мотивированная группа учеников, дети уже с 5 класса мотивированы, настроены на такую форму. Это связано не с возрастом, а с общей установкой к учению, мотивации и диалогу. В принципе, с 8-9 класса, я считаю, что эта модель вполне реальна. Но нужно понимать разные аспекты. Сейчас в принципе тенденция перехода на рельсы дистанционного обучения. Это связано отчасти с тем, что дети по разным причинам не могут и не хотят идти в школу. Мотивация резко не поднимется у такой группы детей. Здесь нет возрастных нормативов, как некоторые думают. Такой принцип я не рекомендую использовать.
- Какое звено школьного образования наиболее уязвимо в дистанционной модели – начальная школа или старшеклассники, которым нужно готовиться к ЕГЭ и ОГЭ?
Александр Снегуров: Ученики начальной школы более уязвимы, потому что у них закладываются еще основы. Их лучше закладывать в атмосфере присутствия учителя рядом с учеником. Здесь особая атмосфера создается. Пока ее технические средства создать, имитировать не способны. Может, искусственный интеллект что-то нам в этом плане продемонстрирует в перспективе. А старшеклассники, ученики средних классов давно уже опираются на гаджеты, на эти базы и принципы. Так что никакой опасности я не вижу, тем более при подготовке к ЕГЭ.
- Есть мнение, что дистанционная форма не даст хорошей возможности подготовки к ЕГЭ и ОГЭ?
Александр Снегуров: Репетиторам, может, не даст, которых развелось очень много. Они хотят, чтобы ученик к ним пришел или они к нему. К сожалению, такая подготовка к ЕГЭ, которую мы наблюдаем в эти годы, при наличии ученика в классе совершенно практически не отличается от дистанционной. Некоторые ученики тяготятся тем, что на этапе подготовки к ЕГЭ должны приходить в школу. Кто-то два дня оставляет, кто-то три. Лучше, если говорить о школьном образовании, чтобы ученик приходил в школу. Это базовое. Если отбирать сегменты и смотреть более подробно, то в этой подробности нет специфических деталей именно для подготовки к ЕГЭ. С чего такая позиция существует? Педагог раздает порой (я против) тесты на уроках. Так проходит урок. Или показывает презентацию. Где субъектное начало педагога? Тесты на экране, в базе, презентацию ученик тоже смотрит дома.
- Как сделать дистанционное образование максимально эффективным?
Александр Снегуров: Первый совет – посмотреть, как она работает широкомасштабно и системно. Алгоритмичность соблюдать, тревожный фон минимизировать. Этот диалог должен быть живым, неформальным, незабюрократизированным. Меньше всяких отсылок к нормативным документам. Надо сделать дистанционное образование приятным и достойным опытом, где было бы индивидуальное и авторское начало. И испытание себя, своей воли тоже.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: