Моду можно назвать своеобразной единицей измерения времени. Она отражает все, что происходит в мире. Война, политические перевороты, технологический прогресс – на все это у моды есть свой ответ. Она не стоит на месте: иногда модные тенденции берут на вооружение и следуют им, а иногда они выглядят до смеха абсурдными.
Помните ли вы, какая мода была в 70-х, 80-х и 90-х годах? Вам кажется, что у современной молодежи не хватает шарма и элегантности и что раньше все было лучше – смотрите 6 апреля в 21.15 новое ток-шоу «Отцы и дети» на телеканале «Мир».
Представители разных эпох соберутся, чтобы обсудить актуальные проблемы, высказать объективное мнение и показать неподдельные эмоции. Вместе с ведущими Сергеем и Никитой Белоголовцевыми вы увидите реальные истории звездных родителей и детей, и узнаете о том, из-за чего происходят конфликты мнений и поколений. Не пропустите премьеру 6 апреля!
А пока расскажем о том, как менялась мода, начиная с середины XX столетия.
Мир: Стиль 50-х и на сегодняшний день выглядит очень элегантно и женственно. Война закончилась, и это дало старт новой творческой мысли. Снова можно было выглядеть ярко и красиво, выбирать себе наряды и прически. Главным символом 50-х годов стал Кристиан Диор, предложивший стиль New Look, характерными чертами которого была тонкая подчеркнутая талия, пышные юбки, высокий бюст. Конечно, не забывали и об аксессуарах: сумочки, шляпки, перчатки – все это вновь вошло в обиход модниц. Большим успехом пользовались узкие остроносые туфли на среднем и высоком каблуке. Тогда же, в 1952 году, Сальваторе Феррагамо представил первые туфли на шпильке.
Что касается причесок, то здесь самыми модными оставались блондинки. Волнистые или гладкие, короткие волосы до плеч – писк моды 50-х. Обязательным атрибутом прически было большое количество лака, с его помощью фиксировались волосы, делались начесы. Главными иконами стиля тогда были Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Софи Лорен и Бриджит Бардо. Согласитесь, они и сейчас являются эталоном женственности.
ФОТО: Imago/TASS
СССР: В это время в СССР стали повсеместно открываться Дома моделей – коллаборация моды и легкой промышленности. Их главной задачей было создание новой концепции, принципиально отличающейся от западной. Пока во всем мире женщины старались максимально отойти от образа «солдата в юбке» и стать большее женственными, в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды. И все-таки New Look пришёл и в СССР, хоть и с опозданием на несколько лет. Первым его советским воплощением стала Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи».
Тогда очень модными считались платья и блузки с машинным кружевом «ришелье». Для вечерних нарядов использовали натуральный и вискозный шелк. С середины 50-х в обиходе появляется капрон. Для платьев того времени характерен сложный крой, большое количество декоративных деталей, складок. Пропагандировались и брючные дамские костюмы. Многие женщины мечтали о натуральной шубе, но купить ее было непросто, поэтому большинство женщин ходили в приталенных или трапециевидных пальто. Становятся популярны всевозможные укладки на бигуди. Многие дамы, чтобы превратить прямые волосы в кудрявые, делали шестимесячную завивку – химию. Косметикой пользовались мало, в основном единственным средством для макияжа была губная помада.
Вовсю развивается молодежная субкультура «стиляги», представителей которых регулярно высмеивали в прессе и подвергали преследованиям. Первые представители субкультуры носили мешковатые пестрые пиджаки, шляпы с широкими полями, яркие носки, гавайские рубашки, остроносые ботинки на высокой подошве, свитера с оленями. Позже стиль стал более элегантным: брюки-дудочки, джинсы, зонты-трости, узкие галстуки-селедки. Мужчины носили набриолиненные «коки» на лбу, а девушки завивали и укладывали волосы вокруг головы. К тому же, девушки-стиляги использовали больше косметики, чем остальные советские женщины: в ход шла яркая помада и густо подведенные глаза.
Мир: Наступило ярчайшее десятилетие в истории мировой моды. Царили смелые настроения, а модные тенденции были направлены в основном на молодежь. Впервые в 1965 году Андре Куррежем были предложены мини-юбки. Помимо этого, все тот же Андре Курреж представил в Париже женский брючный ансамбль. После этого все табу на брючные костюмы были сняты и они оказались на пике популярности. Модельер Пьер Карден представил линию минималистской одежды – про элегантность можно было забыть, а Ив Сен-Лоран стал одним из первых модельеров, пропагандирующих новую «этническую» моду.
Главными направлениями тогда стали поп-арт, The Beatles, искусственные материалы и графические принты. Девушки носили обувь на танкетке, лоферы, ботфорты. Из аксессуаров в моде были крупные бусы из пластика, большие очки с круглыми линзами, широкие пояса. В ходу был яркий макияж глаз: стрелки-ласточки, сильно накрашенные ресницы, блеск для губ.
ФОТО: PA/TASS
Самой модной прической стала «барбарелла» – все благодаря выходу фильма «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо. Ничуть не уступала ей короткая стрижка под мальчика или удлиненное каре, уложенное на манер Жаклин Кеннеди. Главными иконами стиля стали Твигги, Бриджит Бардо, Жаклин Кеннеди, Катрин Денев.
СССР: В 61-м году советские женщины впервые знакомятся со шпильками. Мода на настоящий мех стала казаться скучной и замшелой. Главными тенденциями стали искусственные материалы: нейлоновые рубашки не мялись и легко стирались, да и вообще искусственный материал казался вечным.
Во второй половине 60-х любовь женщин завоевали мини-юбки. Каждое утро в школах и учебных заведениях представителям комсомола приходилось измерить длину юбок. Если юбка была слишком короткой – отправляли переодеваться домой. К концу 60-х годов в моду входит строгий брючный костюм, но какое-то время женщин в брюках или шортах даже не пускали в общественные места.
Что удивительно, так это то, что в Советском Союзе родилось такое понятие, как «летнее пальто». Все благодаря темно-синим итальянским плащам-болонья. И неважно, что у итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды – советские люди были уверены в том, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ-болонью.
Прекратились преследования и гонения стиляг. Мужчины стали носить яркие приталенные пиджаки, дудочки, зонты-трости, а самыми модными идеалами для них стали Элвис Пресли и The Beatles. В обиход вошли кардиганы, вельвет, замша и яркие носки. Мужчины носили светло-серые и бежевые плащи с одной пуговицей или поясом. Главным головным убором были фуражки.
Мир: Главной фишкой 70-х годов стала разноплановость и эклектичность. Появляется понятие базового гардероба и «антимоды» – носить можно было все, что угодно. В начале 70-х все еще чувствовалось присутствие 60-х годов – простые геометрические линии, платья с А-образными силуэтами. В то же время уже начинали распространяться различные субкультуры, в том числе и хиппи, которые выбирали естественные материалы – шерсть и хлопок. Костюмы были с мягкой расцветкой, мелкими рисунками, которые были характерны для этнического стиля. На смену мини приходит миди и макси, но многие все равно продолжали носить мини или классическую длину. Тенденции моды задавал Кензо Такада вместе со своими моделями свободного кроя. Фольклорные элементы и джинсы стали символом мятежной американской юности.
Параллельно развивался стиль «унисекс», основными атрибутами которого были брюки, рубашки, джинсы, джемперы. Особой яркостью отличался глэм-рок – благодаря Гэри Глиттеру, Марку Боану, Дэвиду Боуи в моде были кожаные пальто, сапоги на высокой платформе или на высоком каблуке, яркий макияж.
В 70-х крайности в одежде были позволительны лишь вечером, но тем экстравагантнее они становились – это стиль диско. Модными были пестрые рубашки из полиэстера, боди из лайкры, топы, короткие шорты из серебристого люрекса, разрисованное боди-артом тело. Блестящим был и макияж – блестки на лице, волосах, теле.
В 1976 году становится популярна панк-группа Sex Pistols. Благодаря им зародился стиль панк. Одежду представители этой субкультуры находили на секонд-хэндах и с помощью цепей, лезвий, гильз от патронов превращали ее в костюм. Девушки носили мини с черными колготками и туфли на каблуках-стилетах, а также использовали агрессивный макияж и прически ярких цветов и всевозможных форм.
ФОТО: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
СССР: В Советском Союзе самыми желанными вещами для модниц были сапоги-чулки, брюки-клеш, водолазка лапша. Отдавалось предпочтение расклешенным юбкам и платьям в клетку или цветастых расцветок. К концу 70-х моду стали входить меховые шапки, все благодаря героине Барбары Брыльски из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром».
В 70-е был тотальный дефицит, и модную одежду достать было тяжело. Поэтому модницам приходилось идти на всяческие выдумки и ухищрения: одежду шили сами или в ателье, а идеи подсматривали в журналах и фильмах.
Мир: Главной характеристикой этого десятилетия стала чрезмерность и броские модели. Агрессивная сексуальность, идеальная спортивная фигура, романтическая красавица – все это самые типичные образы 80-х.
Деловой стиль возник благодаря премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер и сериалу «Династия», который шел на телеэкранах с 1981 по 1989 год. В 1988-м году вышел фильм «Деловая девушка», где актрисы носили одежду в офисном стиле. В ход пошли кожаные пальто, водолазки, туфли-лодочки. Платья и пиджаки приталивались широкими ремнями с массивной пряжкой.
Романтический женский стиль связывают со стилем принцессы Дианы. Модницы носили одежду пастельных тонов из гипюра, шелка, тюля и кружева. Юбки-карандаш и пышные юбки, платья-футляры, блузки, пояса, завязанные на талии – все это атрибуты романтического стиля 80-х.
Стиль панк-рок все так же оставался на плаву, но к нему добавились такие молодежные субкультуры, как хип-хоп (толстовки с капюшоном, широкие футболки, кроссовки) и готика (изображения крестов, черепов, пентаграмм, корсеты и сапоги на платформе).
Джейн Фонда и ее уроки аэробики создали веяние спортивной моды. Широкая футболка, подпоясанная резиновым поясом, лосины яркого цвета, гетры и кроссовки – вот точная характеристика этого направления.
Дэвид Боуи и Майкл Джексон повлияли на мужской стиль. А во второй половине 80-ых иконой стиля стал Дон Джонсон, который сыграл в сериале «Полиция Майами: Отдел нравов». Герой Джонсона любил носить однотонные футболки под пиджаки, льняные брюки и мокасины на голую ногу.
ФОТО: Imago/TASS
Главными иконами стиля у девушек стали принцесса Диана, Мадонна, Грейс Джонс.
СССР: В СССР по-прежнему царствовал дефицит, а моду 80-ых невозможно назвать элегантной и женственной. Скорее это агрессия, чрезмерность красок и форм. В моду вошел стиль унисекс – девушки носили широкие мужские куртки, рубашки, ботинки и кроссовки. Если наряды и были женственными, то частенько они граничили с вульгарностью. В СССР начали появляться различные субкультуры, например, за кожанки и варенки стоит сказать спасибо панкам.
Джинсы, сапоги-казаки, клетчатые рубашки, кофты с люрексом, косметика – некоторым счастливчикам удавалось достать это из заграницы. Настоящие импортные товары в то время можно было купить у спекулянтов или в сети магазинов «Березка». Помимо этого, модницы вырезали из журналов выкройки и шили одежду сами.
Писком были и зимние кроссовки на тракторной подошве, и стеганые куртки из капрона, которые назывались «дутики». Девушки носили лосины с мини-юбками и удлиненными свитерами, а ближе к концу 80-х появилась такая культовая вещь, как джинсы-пирамиды – объемные сверху и зауженные книзу, подворачивались манжетом.
Стандартной стрижкой были короткие объемные волосы сверху и удлиненные книзу. А гофры, начесы, локоны и кудри создавались специальной плойкой для волос.
Мир: 90-ые годы – это время крупных перемен в мире. Тогда и родился слоган «оставайся самим собой», который стал слоганом компании Calvin Klein. Несмотря на то, что в моду вошла индивидуальность, акцент с одежды сместился на внешность. Важной деталью стала загорелая кожа и стройная фигура. Модельеры всячески старались подчеркнуть контуры человеческого тела с помощью прессованной кожи, грима, пластика. Супермодели стали иконами стиля и образцами для подражания.
Конечно, была и альтернативная мода – гранж, основоположником которой стала группа Nirvana. Его последователи надели на себя безразмерные свитера и мешковатые мужские брюки. Сюда добавлялись потертые рубашки, косухи, кеды или тяжелые ботинки. Но, как это часто бывает, гранж не остался без внимания знаменитых модельеров: наряды этого стиля представляли Вивьен Вествуд, Марк Джейкобс, Карл Лагерфельд. Гранж проник и в кино: Деми Мур в культовом фильме «Привидение» носила в кадре безразмерные джинсы, вытянутые футболки и стертые кеды, а Джулия Робертс в «Красотке» до своего преображения выбирала короткие рваные топы, тяжелые ботинки и асимметричные юбки.
ФОТО: Imago/TASS
Все это соседствовало с минимализмом (белые топы и футболки, узкие джинсы, полное отсутствие аксессуаров) и рейвом (кислотные цвета, винил, пластик, неон и обувь на огромной платформе).
Россия: Россия по-прежнему имела собственный взгляд на моду. СССР распался, и турецкая одежда стала проникать на российские рынки. Стало появляться бесчисленное множество подделок известных брендов. В России было модно то, что носили на Западе в 80-ые годы: блестящие леггинсы, дутые куртки, растянутые свитеры, джинсовые куртки. На смену советской строгости пришло все то, чего долгое время люди не могли себе позволить. В середине 90-ых на постсоветском пространстве стали появляться главные в мире глянцевые журналы на русском языке – Cosmopolitan, Vogue, Elle, благодаря которым девушки могли ознакомиться с тенденциями мировой моды.
Юбки становились все короче и короче: юбка-«ламбада», джинсовые, плиссированые юбки на подтяжках, юбки-резинки…А если не нравятся юбки, то можно было надеть микрошорты или джинсы-мальвины. Мужчины носили спортивный костюм, свитер с орнаментом или малиновый пиджак (тогда появились те, кто называли себя «новыми русскими»).
Волосы красили в невероятные цвета: в синий, зеленый, красный. Те, кто не осмеливался, делал простые начесы и химическую завивку с челкой. В моде также были цветные подводки для глаз с блестками и яркие цветные туши для ресниц. Губы подводили темными карандашами и использовали бледную помаду.
Мир: Быстрое развитие технологий оказало огромное влияние на моду начала 2000-ых. Это времена MTV и любимых поп и хип-хоп-исполнителей. Среди популярных женских нарядов были сетчатые топы, юбки со складками, блестящие туфли, а Бритни Спирс и Перис Хилтон были законодателями моды.
ФОТО: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
К середине 2000-х в моду вошли невысокие джинсы, рубашки с капюшоном, штаны капри, платья поверх джинсов. Все это сочеталось с такими аксессуарами, как толстые ремни, солнцезащитные очки-авиаторы, резиновые браслеты.
В конце 2000-х женские кроп-топы были заменены майками, а мини-юбки уступили место бейбидоллам. В моду опять входили рваные джинсы, кислотные цвета, легкие джеггинсы из денима. Мужская мода представляла собой черные кожаные куртки, фланелевые рубашки и свитера с V-образным вырезом. Все это сочеталось с авиаторами, байкерскими ботинками, кедами Converse, Vans или кроссовками.
Россия: Россия уже практически не отставала от мировой моды. На телевизорах появлялись американские каналы, о моде писалось в молодежных журналах. Шло распространение интернета, хотя и не повсеместно. В начале 2000-ых все еще есть спрос на чересчур короткие юбки, джинсы с низкой посадкой, короткие футболки. В тренд врывается хип-хоп культура и культура гламура. Воплощались самые безумные идеи: топ-сеточка, узкие, как ремень, юбки, плюшевые комбинезоны и, самое главное, большое количество автозагара. Шло распространение пластической хирургии, многие стали прибегать к этим услугам, иногда доводя свою внешность до абсолютного абсурда. Иконами стиля становится группа Тату, актрисы сериала «Зачарованные» и зарубежные поп-исполнители.
Трендами середины 2000-х стали всевозможные субкультуры: эмо, готы, панки, и множество других. Если раньше иконами стиля и образцами для подражания становились киногерои, то сейчас они сменились на музыкальных исполнителей. Джинсы-клеш уходят в прошлое, как и джинсы с низкой посадкой. В моду врываются кеды, слипоны, массивные ботинки, рубашки, узкие джинсы. Аксессуарами становятся пирсинг, татуировки, напульсники, цепи. Многие представители молодежи (не только девушки, но и парни) красят волосы во всевозможные цвета, делают начесы, экстравагантные стрижки.
К концу нулевых повальная мода на субкультуры начала стихать, прически обрели более спокойный вид. В тренд входит частое мелирование, омбре и балаяж.
Благодаря распространению интернета происходит глобализация. Теперь мода, которая царствует во всем мире, не отличается и от российской. Отследить новые тренды можно на сайтах или в блоге у любимого интернет-мыслителя, а купить одежду от всемирно известных модельеров могут позволить себе многие.
Джинсы скинни все еще оставались обязательным предметом гардероба. На смену мини-юбкам приходит длина миди и макси, а самыми популярными цветами были яркие неоновые оттенки. На полках магазинов массово появляются объемные свитера и хлопковые рубашки в клеточку.
Еще одним популярным трендом первой половины десятилетия были геометрические мотивы и атрибуты индейской культуры: серьги с перьями, яркие пончо.
Важная особенностью 2010-х является начало тесного сотрудничества признанных дизайнеров с хип-хоп-исполнителями.
Начиная с середины 2010-х в моде были естественные прически: длинные волнистые волосы. Вдохновившись героиней Китнисс Жвердин из фильма «Голодные игры» девушки стали носить косы. А ближе к середине 2010-х в моду стали входить короткие стрижки – каре или пикси. Блески для губ ушли на задний план, теперь девушки начинают массово использовать матовые помады.
ФОТО: Zuma\TASS
К концу 2010-х неудобные высокие каблуки заменяются лоферами, кроссовками и кедами, которые надевают даже под официальный стиль одежды. Скинни-джинсы сменились джинсами-бойфрендами или «мамиными джинсами». Из 90-х на вооружение берутся идеи для аксессуаров: чокеры, напульсники, поясные сумки. Спортивные костюмы, джинсы и кроссовки тоже напоминают возвращение 90-х. Мода уже не является чем-то единым – вокруг царит свобода мысли.
2020-ые годы только-только наступили, но уже можно выделить некоторые тренды, которые задают новое десятилетие.
Во-первых, это отсутствие политической индифферентности – молодежь уже не стоит как раньше в стороне от политических и деловых новостей, это сказывается и на одежде. В моду вошли футболки и кофты с надписями и с политическими лозунгами.
В 2019-м массово заговорили об экологии, что тоже не могло не отразиться на модных тенденциях. В ход пошли авоськи, многоразовые мешки для продуктов, экобутылки и одежда из экологичных тканей.
Однако о том, чем запомнится нам это десятилетие, говорить слишком рано. Остается только следить и придумывать для себя новые образы.