16:04 25/03/2020

Праздничный дастархан и борьба на поясах: как празднуют Навруз в Таджикистане

МТРК «Мир»

Навруз считается одним из самых главных весенних праздников для народов Востока. Само слово «Навруз» переводится как «Новый день». По древним традициям, этот праздник во многих странах связывают с наступлением Нового года. Ведь с приходом весны начинаются посевные работы. В Таджикистане Навруз начали отмечать с IV века до н.э. Несмотря на исламизацию региона арабами, традиции Навруза сохранились – их до сих пор чтят в республике.

Одной из важнейших традиций Навруз является приготовление главного праздничного блюда – «суманака», которое присутствует на всех дастарханах. Историки считают, что слово «суманак» происходит от двух других слов – «сума» – «запаренная пшеница» и «лакс» – пшеничная мука. Также считается, что это блюдо наделяет людей особой жизненной силой и энергией. По традиции, его делают до праздника, так как приготовление занимает много времени. Готовят суманак исключительно женщины.

Одним из важнейших ингредиентов суманака является проросшая пшеница. Первым делом её очищают и перебирают, после чего промывают и замачивают на два-три дня. Затем сливают воду, а саму пшеницу рассыпают на чистой и гладкой поверхности. Слой россыпи не должен превышать двух сантиметров и должен быть равномерно распределён. Домохозяйка Гульчехра Бахромова – профессионал по приготовлению данного блюда. По ее мнению, нужно регулярно поливать пшеницу, чтобы ростки не засохли. Место, где рассыпана пшеница, должно быть тёплым, без попадания прямых лучей солнца.

Помимо проросшей пшеницы в состав блюда также входит мука и хлопковое масло. Когда все ингредиенты готовы, начинается процесс готовки. По традиции, для приготовления суманака мужчины разводят костер, после чего женщины собираются и начинают его варить. Первым делом на дно казана опускают камушки – это делается для того, чтобы блюдо не подгорело на дне казана, и наливают масло. После того, как масло разогрелось, проросшую пшеницу перемалывают и добавляют вместе с мукой в казан. Приготовление суманака достаточно трудоемкая работа, так как процесс варки длится от 20 часов путем постоянного перемешивания блюда. Сопровождается это все песнями, танцами и шутками. Готовый суманак по традиции подают холодным. Считается, что так блюдо наделяется особыми силами.

Еще одной из древних традиций Навруза является оформление праздничного дастархана – Хафт-син, переводится он с таджикского как семь «с». В народе его называют скатертью искренности, правды, и считают символом полной жизни. По традиции, его накрывают до наступления праздника. К тому же, названия всех продуктов на дастархане должны начинаться на букву «с».

Каждый продукт или блюдо имеет свой смысл. Например, «себ» – это яблоко и считается символом красоты и здоровья. «сирпиёз» – чеснок, он является символом здоровья. Другой важный продукт на праздничном столе это «санджид», в переводе – облепиха, она является символом любви. Также на столе в обязательном порядке должна быть проросшая пшеница, таджики называют ее «сабза». Зеленые ростки символизирует возрождение природы, а сама пшеница является символом достатка. На праздничном дастархане Хаф-син должен быть и «сирко» (уксус). С древних времен этот продукт у народов Востока символизирует мудрость и терпение.

Праздничное блюдо «суманак» означает изобилие и плодородие родной земли, а «сумак», красная пряность, напоминает о восходе солнца, рассказывает культуролог Ольга Лодыгина. По ее словам, блюда, которые как угощения в обязательном порядке должны быть на дастархане, растительного происхождения, они символизируют упорный труд. Ведь для того, чтобы добыть все эти продукты и приготовить их, требуется немало труда и усилий. Так как все они растительного происхождения, они символизируют богатство и плодородие родной земли.

Навруз без спортивных состязаний не Навруз. В частности, он не обходится без древней борьбы таджиков «Гуштингири камарбанди» или «борьба на поясах». Этот спорт имеет такую же богатую историю, как и сам Навруз. По традиции, мужчины по всей стране проводят состязания, чтобы выявить лучшего силача, который удостоится звания «Пахлавона», что переводится как «богатырь».

Правила простые: повалить соперника так, чтобы обе его лопатки коснулись земли. Захват можно выполнить за любое место, будь то пояс, рукав или отворот халата, но захваты ниже пояса запрещены. Побеждает тот, кто роняет соперника чисто или, как принято говорить, «халол». Сегодня этот спорт в Таджикистане обладает национальным статусом, а спортивные секции по «Гуштингири камарбанди» открыты по всей республике. Самые крупные турниры по нему проводятся именно в честь праздника Навруз, где собираются лучшие борцы со всей страны.

Екубчон Бокиев – многократный чемпион по «Гуштингири камарбанди». Он побеждал во многих праздничных турнирах и этот не стал исключением. В весе до 70 кг он занял первое место. Екубчон говорит, что долго готовился к этому турниру, и сегодня не почувствовал особой оппозиции со стороны соперников. «Тяжело в учениях – легко в бою» – это его главный девиз.

По легенде, в древности этой национальной борьбой тренировались воины. Чтобы не проиграть в бою, им нужны были кисти, локти, предплечья и спина, так как эти параметры решали вопрос жизни и смерти воина.

Помимо этих традиций, Навруз богат и другими обычаями. Несмотря на войны и трудности, таджикский народ сохранил их и до сих пор чтит. Сегодня этот праздник в Таджикистане отмечают с особым размахом. Культурные мероприятия в честь Навруза проходят по всей стране.