00:01 15/10/2022

Музыка по Брайлю: как известный бард из Казани учит незрячих детей играть на гитаре

Из архива Дмитрия Бикчентаева

«Наших ребят люди стараются не замечать, держатся от них подальше».

«Сначала я думала, что мне кажется, но потом поняла, что это правда: люди относятся к чужой беде так, как будто боятся ею заразиться».

«Здоровые люди брезгуют детьми-инвалидами, опускают глаза, ведут себя так, как будто увидели пьяного бомжа, а не слепого ребенка».

Это слова из разговора корреспондента MIR24.TV с мамами детей-инвалидов по зрению. Все знают, как непросто приходится незрячим от рождения ребятам. Но беда нашего общества в том, что мир людей с ограниченными возможностями отделен от мира всех остальных людей непроницаемой стеной.

Конечно, отгораживаются от них не все. В Казани, например, есть удивительный энтузиаст, музыкант, который создал студию, где незрячие дети не только учатся не только музыке, но и помогать другим, они дружат, общаются и делятся душевным теплом. Этого человека зовут Дмитрий Бикчентаев, он композитор, автор песен, концертирующий певец и гитарист.

Как научить невидящего ребенка играть на музыкальных инструментах? Почему музыка для таких детей – путевка в жизнь? В чем секрет незрячих педагогов, обучающих детишек с той же бедой? Читайте в материале MIR24.TV к Международному дню белой трости, который отмечается ежегодно 15 октября.

Страшное слово «слепой»


ФОТО: Из архива Дмитрия Бикчентаева

«Раньше меня очень задевало слово «слепой», а сейчас ничего, я привык», – говорит Володя Ненастин из Казани. Юноше не сразу поставили страшный диагноз. Месяцев до пяти его мама Татьяна Ненастина, которая уже начала понимать, что ее малыш ничего не видит, все же надеялась, что ей это только кажется, что все пройдет.

То же самое думала и мама Диляры Залялиевой Флера. «Я заглядывала в глаза дочке и видела внутри свет, как открытое окно, – говорит она. – Но тогда я совсем ничего не понимала. Боялась только катаракты, думала, что раз диагноз другой, значит можно вылечить».

Мама Булата Минуллина Юлия и вовсе не может рассказывать о том, как ее сын потерял зрение: даже спустя столько лет на глаза наворачиваются слезы и она просит отложить разговор.

Родителям незрячих детей ничуть не легче, чем их детям. Когда диагноз поставлен, им нужно справиться со своим отчаянием и кропотливо день за днем с любовью и терпением учить своих малышей абсолютно всему: как взять ложку, чашку, как застегнуть пуговицы на рубашке, как безопасно передвигаться. Даже в подростковом возрасте для ребят представляет трудность многое из того, что их зрячие ровесники осваивают годам к трем. Им все время приходится с усилием справляться с ускользающим внешним миром. Причем не только в раннем детстве, но и потом – всю жизнь.

Обещание, данное с экрана

Сейчас этим троим ребятам из Казани уже от 18 до 23 лет. Каждый из них великолепно владеет минимум пятью музыкальными инструментами. Теперь они и сами учат музыке незрячих детей в студии «НеЗаМи». Этот проект был назван по первым буквам их фамилий: Ненастин, Залялиева и Минуллин.


ФОТО: Из архива Дмитрия Бикчентаева

А придумал его и начал работать с невидящими детьми композитор, известный автор-исполнитель, живущий в Казани, Дмитрий Бикчентаев. Этот человек пишет музыку для театра и кино, много гастролирует, коллекционирует музыкальные инструменты. В прошлом у него был еще и весьма успешный бизнес. Но начиная с самого детства у композитора начала прогрессировать болезнь глаз, которая к 40 годам привела почти к полной слепоте.

«Мне повезло, врачи сделали мне пять операций и вернули зрение, – рассказывает Дмитрий. – Но я хорошо знаю, что такое быть незрячим. А поскольку я очень много мотаюсь по миру с концертами своих песен, то вижу, как там относятся к инвалидам. И вижу, что у нас в России совсем не так. Изменить все я и не могу. Но надо же с чего-то начинать!».

10 лет назад Дмитрий Бикчентаев заявил прямо с экрана телевизора, а точнее в одной из телепрограмм, куда его пригласили выступить, что хочет заниматься музыкой с детьми, у которых проблемы со зрением. «Надо же было дать самому себе волшебный пендель, чтобы начать», – поясняет он сам.

Выучи десять песен – получи инструмент

Через специальную школу №172 города Казани для слепых и слабовидящих детей Дмитрий нашел первых своих учеников и начал обучать их игре на гитаре. Композитор созванивался с родителями, приходил к ним домой, приносил инструмент, своей рукой ставил чуткие детские пальцы на струны, показывал первые аккорды, разучивал песни. У него было и осталось такое правило: если ребенок выучит 10 песен и сдаст «экзамен», то гитара, на которой он учится – новенькая, специально для этого приобретенная – переходила в его собственность, и ребенок продолжал заниматься на личном инструменте. Первые годы Дмитрий покупал инструменты за свой счет, потом на средства от грантов.

«Когда Дмитрий Андреевич появился в нашей жизни – неожиданно, как снег голову – то мы даже не подозревали, что так бывает, – рассказывает мама 11-летнего Тамирлана Гилязетдинова Ольга Никитина. – Потому что мы все давно уже не верим, что в нашем мире есть такие люди, которые просто придут и сделают что-то хорошее для нас. И денег за это не возьмут. А он сказал: «Мне ничего не надо. Я вам дам гитару. И балалайку принесу. И буду к вам приходить, учить ребенка».

«Мы были, конечно, очень рады, но немножко оторопели от такой неожиданности, – продолжает Ольга. – А потом мы узнали, что это действительно такой человек, который готов все свои знания, все свои умения, эмоции, всего себя отдать ребенку!». По ловам Ольги, и сын Тамик тоже весь расцвел, потому что у него начало получаться: буквально за пару занятий он уже что-то заиграл. «Для него и для нас это были такие эмоции, такая радость, до слез! Сперва он осваивал гитару, потом бас-гитару, потом барабаны! И что главное – музыка дает ему свободу, раскрепощает его».

Гитара, которую отец разбил о своего ребенка

За 10 лет у Дмитрия Бикчентаева было несколько десятков учеников. Конечно, продолжили учиться не все. Кто-то остыл, кому-то усилия показались чрезмерными. Ведь учиться игре на музыкальном инструменте – это большая работа. Случалось и такое, что родители были против занятий.


«Однажды мой ученик подошел ко мне и говорит, что он больше не сможет заниматься. А у самого на лице огромная царапина, – рассказывает Дмитрий. – Я начал расспрашивать, что же случилось. Оказалось, что папа разбил об него гитару. Я бегу к директору школы, говорю: «Вы про это знаете? Может быть, уже пора писать заявление на этого папу?».

Мальчику музыкант подарил другую гитару, а с его отцом он имел очень серьезный разговор. Но нужно понимать, что далеко не все родители поддерживают своих детей-инвалидов. Хотя и с теми незрячими детишками, которые оставлены родителями и живут в интернате, композитор-педагог тоже занимается. Некоторые из них очень хотят научиться играть, и у них это получается.

Потеря зрения – не приговор?

Постепенно Дмитрий создал сперва подростковую музыкальную группу «НеЗаМи», а потом и одноименную студию, в которой занимаются не только лишенные зрения ребята, но и особо тяжелые инвалиды, например слепые дети с ДЦП и умственной отсталостью. «Мы беремся даже за самых сложных ребят, от которых отказались буквально все. Если ребенок приходит к нам, то мы с ним занимаемся. Потому что кто же еще, если не мы?» – говорит Дмитрий.Бикчентаев:

«Слепота общества – это самая главная наша беда!» – уверен Дмитрий.

Несколько лет назад он попросил мам детей-инвалидов, которые учатся у него дольше всех, создать благотворительный фонд. «И это дало очень хорошие результаты, – рассказывает композитор. – Наш фонд существует третий год, и мы ведем очень активную деятельность. На президентский грант, который мы получили в прошлом году, мы и создали студию. Сейчас в ней занимается 19 детей-инвалидов. С остальными я занимаюсь дома. А в студии больше детей мы пока принять не можем, поскольку нам их просто некуда пригласить: очень ограничивает помещение, у нас есть всего лишь одна комната в 32 квадратных метра. Там находится репетиционная база, и там же мы храним все музыкальные инструменты».


ФОТО: Из архива Дмитрия Бикчентаева

Инструментов очень много, потому что только в личной коллекции Дмитрия, которую он собирал много лет, сейчас их более 150 штук, и часть из них отдана студии. Плюс гранты позволили приобрести для детей очень хорошие гитары, клавишные инструменты и многое другое. «Всем нашим студийцам и всем занимающимся на дому ребятам бесплатно выдаются гитары, мелодики или другие инструменты, которые они хотят осваивать», – говорит Дмитрий.

В прошлом году фонд «НеЗаМи» взял целых восемь грантов. Они позволили энтузиастам вести самую активную деятельность.

«У нас есть дети, которые по субботам приходят в студию сразу на пять часов. Все очень серьезно: сначала они идут на урок игры на гитаре, потом на вокал, на духовые инструменты, затем у них сольфеджио по Брайлю, бас-гитара и, наконец, ансамбль», – рассказывает Дмитрий.

Преподают, кроме самого Бикчентаева, незрячие педагоги: те самые первые ученики, которые успели за эти годы окончить музыкальную школу. А кое-кто уже и поступил в консерваторию.

«Когда мы пришли в студию, то поняли, что отсутствие зрения – это не приговор, – говорит Ольга Никитина. – Оказывается, такие же ребята учатся, а кое-кто даже и в институте! Старшие ребята своим примером показывают, как многого можно достичь, и что это реально. У моего сына в студии два незрячих педагога: это Диляра и Булат, ребята из музыкальной группы «НиЗаМи». Они сами, обходясь без зрения, обучают младших, и весьма успешно».

Студия создана в том числе и для того, чтобы дать возможность слепым детям не только выучиться музыке, но и начать потом преподавать, ведь самое трудное, практически невозможное в нашем мире – это трудоустройство лишенных зрения людей. «Те юноши и девушки, которые пришли ко мне учиться 7-8 лет назад, уже работают педагогами и зарабатывают деньги, – говорит Дмитрий. – Гранты позволяют дать им небольшую зарплату: около 250-300 рублей за урок. Они серьезно готовятся к этим урокам, изобретают методики, у них есть расписание: кто-то преподает один предмет, кто-то два».

«Я хочу добиться того, чтобы те новые детишки, которые сейчас учатся у незрячих педагогов, потом выучились и набрали своих собственных учеников. И когда это произойдет, то колесо будет запущено и уже не остановится»,– говорит Дмитрий Бикчентаев.

Не видят, но живут полной жизнью

В студии дети не только учатся играть и петь. «Мой сын три года в студии, – говорит Ольга Никитина. – Очень важно, что они там все общаются, дружат, это место взаимной поддержки и творчества».


ФОТО: Из архива Дмитрия Бикчентаева

Получается, что на базе этой студии дети получают не только музыкальное развитие, но и очень многое в плане их социальной адаптации. У детей здесь друзья, единомышленники, педагоги – многие тоже незрячие. Они учатся общаться с людьми и не только брать, но и отдавать – хотя бы свое внимание, заботу и поддержку.

Студия занимается также и социализацией других инвалидов. Дмитрий Бикчентаев придумывает различные проекты, которые можно реализовывать для них. Год назад студия НеЗаМи поставила интерактивный контактный спектакль для невидящих детей, который называется «Сон шарманщика». В нем принимают участие 24 музыкальных инструмента, три незрячих музыканта из числа студийцев и сам Дмитрий. Слушатели сперва, следуя за сюжетом спектакля, учатся определять на слух музыкальные инструменты, а в конце, когда звучит последняя песня, они получают в руки всякие шумелки и трещотки, и сами участвуют в ее создании.

«После спектакля у невидящих ребят еще есть полчаса на то, чтобы тактильно познакомиться с инструментами, чтобы дети могли их потрогать, попытаться на них поиграть», – говорит руководитель проекта.

Свобода импровизации и мир звуков

Дмитрий дарит детям свободу импровизации. Они начинают верить, что могут многое, даже начинают сочинять музыку сами. Потому что он приходит и говорит: «А теперь переведи музыкальный кусочек из этой тональности в другую. Давай подбери то же самое, но на фортепиано. И на балалайке ты тоже можешь!».

«Перед ребенком открывается мир музыки, который он вроде бы и слышит в звуках мира, звоне бокалов, стуке тарелок – везде же мелодия. Но тут оказывается, что его руки могут извлекать ноты, производить гармоничные звуки, и что музыкальные инструменты его слушаются. Когда я увидела, что моему ребенку дают то, о чем я сама всегда мечтала, это и меня саму просто окрылило!» – говорит Ольга.

Дмитрий Бикчентаев не пытается давать своим студийцам академическое образование, у него другой подход. «У нас каждое занятие дает какой-то результат, и поэтому они очень быстро обучаются, – говорит он. – Помню, как Булатик, который начал заниматься в октябре, к Новом году уже играл больше 30 песен! Потом я обучил ребят ансамблевый игре, аранжировке, работе с микрофонами».

Ансамбль «НиЗаМи», который был создан еще раньше, чем студия, существует седьмой год. Сперва в нем было трое ребят, а сейчас они выступают уже вчетвером. У них более 100 песен в репертуаре, записано два диска, есть несколько концертных программ. Каждый из участников ансамбля владеет минимум пятью музыкальными инструментами, а есть и такие, кто владеет десятью!

«Арт-Ковчег»: виртуозы – детям

Дмитрий Бикчентаев не только учит детей музыке, не только делает их жизнь увлекательной и полной, но и показывает, чего они могут достичь. Начиная с 2014 года несколько лет подряд он на свои собственные средства устраивал ежегодный городской инклюзивный фестиваль творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Арт-Ковчег», на который приглашал настоящих виртуозов: профессиональных музыкантов самого высокого уровня.

«Цель была в том, чтобы совместить моих друзей – успешных исполнителей, дирижеров, певцов, режиссеров – с инвалидами. Чтобы педагоги и музыканты очень высокого класса какое-то время работали с этими детьми», – рассказывает Дмитрий.

«Дмитрий Андреевич, во-первых, ничуть не стесняется наших ребят, а ведь это большая редкость в обществе, – говорит Татьяна Ненастина, один из руководителей фонда «НеЗаМи». – Даже сами родители незрячих детей порой их стесняются, стараются лишний раз не выводить в люди. А он – нет, никогда. А во-вторых, Дмитрий Андреевич невероятно щедр на то, чтобы делиться с нашими ребятами всеми теми выдающимися людьми, которых он знает и с которыми он когда-то работал как композитор и певец».


ФОТО: Из архива Дмитрия Бикчентаева

Например, очень хороший дирижер и художественный руководитель камерного оркестра «La Primavera» Рустем Абязов провел на фестивале «Арт-Ковчег» свой мастер-класс.

Дирижер вставал позади незрячего ребенка, брал его руки в свои и на какое-то время их жесты сливались в одно целое. А концертмейстер, лауреат международных конкурсов Елена Лось играла в это время музыку, подчиняясь жестам дирижера, которые передавались рукам ученика. Таким образом незрячий ребенок понимал, что представляют собой штрих и другие основные дирижерские приемы.

«А я синхронно с ним работал с другим ребенком. У меня ведь тоже есть диплом дирижера, – говорит Дмитрий Бикчентаев. – Таким образом за один урок через нас проходило восемь детей. Каждый хотя бы по пять минут дирижировал каким-то музыкальным фрагментом».

Второй фестиваль был посвящен другой теме. Дмитрий пригласил в Казань четырех успешных незрячих певцов и музыкантов, которые чего-то достигли в своей жизни. И они несколько дней плотно работали с ребятами, общались с ними, чтобы дети увидели, что слепота – не приговор. Что есть люди, которые имея ту же проблему, умудряются достигать очень многого. «Для ребят это была очень большая встряска и очень серьезная мотивация», – говорит Дмитрий.

Среди гостей были джазовый пианист Раф Минеев, который очень известен в Екатеринбурге, успешный незрячий педагог Вячеслав Трубин из Свердловской области, который ведет вокальную студию, а также молодой вокалист Иван Колобов из города Кириши Ленинградской области, который поет на нескольких языках, в том числе блестяще владеет французским. Среди прочего он еще и ведет невероятно активную общественную жизнь, в том числе состоит в Молодежном совете своего города. Четвертым человеком была молодая певица Нафсет Чениб родом из Адыгеи, которая тогда училась на последнем курсе Академии хорового искусства в Москве.

Ноты шрифтом Брайля

«Мы очень подружились с Нафсет. Потом она уехала учиться в Нью-Йорк, но мы продолжали общаться, – говорит Бикчентаев. – Я даже помог ей там устроиться: привлек к этому своих друзей, живущих в США». Сегодня Нафсет живет в Нью-Йорке, учится в университете по специальности «Этническая музыка», преподает языковой коучинг для тех, кто хочет исполнять произведения на русском языке, и дает концерты.

А еще Нафсет Чениб является представителем благотворительного фонда «НеЗаМи» в Америке. Она первая подала идею о том, что в России не печатают ноты шрифтом Брайля, и нужно это исправить, поскольку такие ноты просто необходимы всем слепым музыкантам. А заказывать их за рубежом могут не все, так как это очень дорого.

Сейчас фонд «НеЗаМи» запускает первую в России типографию, которая будет печатать ноты для всех незрячих музыкантов в нашей стране.

«Нафсет помогла нам найти человека, который создал программу, переводящую плоско-печатную продукцию в язык Брайля, – рассказывает Дмитрий. – И буквально на днях эта программа должна прийти к нам из США. Я нашел программиста, который любит нестандартные задачи и готов помогать нам, и незрячего музыкального редактора: у нее консерватория за плечами и она владеет Брайлем».

Сейчас мамы детей, создательницы фонда, вместе с Дмитрием решают вопросы с помещением, чтобы на средства одного из грантов открыть типографию. Уже есть хорошие компьютеры, куплен даже специальный принтер для печати шрифтом Брайля. В общем, есть все, чтобы начать работать.


ФОТО: Из архива Дмитрия Бикчентаева

Просто ангелы-спасители

В этом году в студии «НеЗаМи» впервые появилась глухая девочка. Ее зовут Анелия Беляева. Ее привела в студию преподаватель вокала Ландыш Фаттахова – одна из двух педагогов вокала, которая работает в студии с самыми сложными учениками. Девочка живет в соседней республике Марий Эл. Родители возят ее на занятия за 60 километров от дома.

Научить музыке глухую девочку? Казалось бы, это невозможно, но только не для Дмитрия Бикчентаева и педагогов студии!

«Ей 6 лет, она внутренне очень музыкальный, созидательный человек, – говорит композитор. – У девочки два слуховых аппарата. Она лишь начинает заниматься, я веду ее, и очень слежу за ее продвижением. Присутствую на уроках и консультирую педагогов. Музыкальные инструменты ей преподает моя ученица – незрячая Диляра Залялиева. Ко мне девочка попадет когда подрастет, через три-четыре года, на укулеле и гитару, потому что эти инструменты можно услышать только через стетоскоп. А пока у нее вокал у Ландыш Камиловны, перкуссионные колокольчики и блок-флейта у Диляры. Это те звуки, которые ей удается услышать. Она просто в восторге от уроков! Родители тоже».

Это первый опыт, когда Дмитрий учит глухого человека. Но мамы других детей-инвалидов уже уверены: он справится, такой уж это человек! Не зря же уже целых 10 лет он, как настоящий волшебник, совершает невозможное и вдохновляет на подвиги всех вокруг.

«Низкий поклон и самому Дмитрию Андреевичу, и мамам незрячих педагогов из «НеЗаМи», они просто ангелы-спасители для наших детей. Им надо памятник поставить за их самоотверженность!» – говорит Ольга Никитина.

«Когда врачи сказали, что сын останется инвалидом, то у меня руки опустились, – говорит Ольга. – Ведь сразу думаешь, как же он будет жить? А приходишь в студию – там многие дети такие. Есть и еще более сложные. И все общаются, смеются, строят планы, учатся играть на инструментах, поют, выступают. И твой ребенок ощущает себя вполне полноценным человеком – немножко другим, и все!».