Февраль 1945 года. Город Луизенталь. Лютый мороз. 116 стрелковая дивизия получает приказ от командования – форсировать водный рубеж, реку Бобер. В ледяную воду первым бросается уроженец Молдовы, рядовой Иван Солтыс. Ему было всего 22 года… Этот бой будет последним в его жизни, а совершенный подвиг навсегда войдет в историю…
Оборонительный рубеж немцев проходил по западному берегу реки Бобер. Именно туда предстояло пробраться солдатам – переправить артиллерию и минометы. За плечами Ивана Солтыса на тот момент уже было несколько серьезных ранений, но сдаваться было нельзя, ведь бой решающий. По плану советские войска должны были взять сразу три населенных пункта: Киттлицтребен, Луизенталь и Венингтребен. Ситуация усложнялась тем, что мост через реку взорвали немцы, а на дивизию было всего 10 лодок. Роте пришлось переправляться вброд. В этом бою Иван Солтыс погасил несколько пулеметных точек. Последнюю – ценой собственной жизни. Солдат закрыл амбразуру своим телом.
«В такой ситуации человек принимает для себя решение пожертвовать собой, для того, чтобы спасти своих товарищей и выполнить боевую задачу. Иван Солтыс закрыл собой сектор обстрела. Эти несколько секунд стали решающими для его товарищей пехотинцев, чтобы преодолеть 10-15 метров. Успеть бросить гранату и погасить пулемет», – говорит поисковик, руководитель Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович.
Всего за месяц до героической смерти Иван отправил родителям последнее письмо. В нем рассказал о боевом пути. Эту весточку от единственного сына мать Фероана Григорьевна хранила всю оставшуюся жизнь.
Из письма Ивана Солтыса родителям (11.01.1945): «Мы освободили польскую землю, польский народ от врагов и сейчас бьем врага в его собственной берлоге. Я и мои товарищи даем клятву разбить фашистов и с победой вернуться домой. Не обижайся, мама, что пишу редко, нет времени…Не беспокойся, скоро буду дома, вернусь с победой, когда растает снег».
Домой он больше не вернется. Свою награду и звание Героя Советского Союза Иван Солтыс получит посмертно. А родителям придет похоронка с указанием места захоронения сына – город Луизенталь.
Долгое время эта похоронка была главным документом, на который опирались историки, говоря о месте захоронения Ивана Солтыса. Однако в энциклопедии Героев Советского Союза фигурирует другой польский город – Болеславец. На такое несоответствие недавно обратили внимание поисковики. Это заставило их начать свое, почти детективное расследование.
«Территория, на которой вел бои полк Ивана Солтыса, в то время входила в состав Германии. Все населенные пункты имели немецкие названия, в том числе поселок Луизенталь. Но выяснилось, что в Польше два Луизенталя. Между ними разница 250-300 км. Один из них после войны был поглощен стоящим рядом городом Болеславцем – это бывший Бунцлау», – рассказал поисковик, руководитель Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович.
Молдавские поисковики провели кропотливую и долгую работу с архивами. Документы запрашивали в министерствах обороны нескольких стран. На помощь пришли поисковые отряды из Польши, также подключились Красный крест, посольства Молдовы и России.
«Мы обратились в военно-мемориальное представительство Министерства обороны Российской Федерации в Польше. Обратились и в Красный Крест. Люди годами ждут информацию, а нам ответили спустя 5 дней. Всего пять дней понадобилось, чтобы в архиве найти все данные», – рассказал поисковик, руководитель Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович.
Последняя точка в поисках была поставлена после того, как пришел ответ из польского Бюро информации и розыска.
«Любезно сообщаем, что останки советских солдат первично захороненных на территории бывшей Гмины Тшебень (Луизенталь), после войны были эксгумированы и захоронены на кладбище советских воинов в городе Болеславец. Могила № 753, порядковый номер в списке захороненных: 2034», – пишется в официальном ответе.
Спустя 75 лет молдавские поисковики отправились в Польшу на безымянную могилу героя. На кладбище в городе Болеславец вместо таблички с порядковым номером они установили гранитную плиту с именем и званием Ивана Солтыса. Туда же привезли горсть земли из села, где родился отважный солдат. А землю с его могилы доставили в село Кузьмин, чтобы развеять возле памятника.
В советское время каждый молдавский школьник знал о подвиге Иона Солтыса. В его честь называли совхозы, фабрики, морские суда и пионерские дружины. Бронзовый памятник Ивану Солтысу, который стоит в самом центре села Кузьмин, был построен на деньги пионеров.
«Мы, юные пионеры, сдавали по пять копеек, собирали макулатуру, металлолом. Всё, за что можно было выручить хоть какую-то копеечку. Деньги перечислили на строительство памятника нашему великому односельчанину – Ивану Солтысу», – поделился воспоминаниями глава администрации села Кузьмин Виктор Мельник.
Сельчане бережно хранят память об отважном земляке. Более двухсот экспонатов, связанных с его жизнью, разместили в местном доме-музее: его открыли еще при жизни родителей Ивана Солтыса. Сначала для этого выделили отдельную комнату в доме, где проживала мать солдата. Со временем ее заполнили первые экспонаты: копия наградного листа, фотографии родителей и воспоминания первой учительницы.
«Наше село с первых дней войны было оккупировано немецко-румынскими захватчиками, как и всё Приднестровье. Иван Солтыс после окончания начальной школы начал работать в колхозе, потом их переправили на строительство дороги. Ивану удалось уйти из-под охраны и бежать в лес. Там он познакомился с членами подпольной организации, помогал им раздавать листовки с короткими сводками о войне», – рассказывает заведующая домом музеем Героя Советского Союза Ивана Солтыса Ольга Ракул.
Из дома, где сейчас находится музей, Иван Солтыс и ушел на войну. Молодой солдат прошел обучение в запасном полку второго Украинского фронта попал прямо на передовую – на форсирование реки Днестр. Фотографии с фронта Иван не отсылал. В музее сохранилась всего одно подлинное фото.
«Наш музей поэтому и называют музеем одной фотографии. На этом фото Ивану 13 лет. Всё остальное это фотокопии, фотомонтаж, домыслы художников. На самом деле фотографий у него больше не было. Даже с фронта он писал в письме, когда родственники просили выслать фото, что на фронте не фотографируются, а воюют», – рассказывает заведующая домом музеем Героя Советского Союза Ивана Солтыса Ольга Ракул.
В селе Кузьмин всё напоминает о герое. Даже центральная улица носит его имя. Иван был единственным ребенком в семье, поэтому по официальным данным, родственников у него не осталось. Однако в Кузьмине, каждый второй считает себя роднёй героя и гордо носит его фамилию.
«Живу на улице Солтыс, и фамилия у меня Солтыс. Муж мой умерший тоже Солтысом был, и все семь его братьев. Кстати, не мы одни такие. Просто уехали многие. Солтысы теперь везде есть, по всему миру. В Киеве, в Тирасполе, в Москве», – говорит местная жительница Полина Филимоновна.
Еще полвека назад в селе проживали по меньшей мере 200 семей с фамилией Солтыс. Согласно последней переписи населения, сейчас в селе их больше сотни человек.
«В селе и сейчас много семей с такой фамилией. Как у нас говорят, все мы в какой-то степени родственники. Все очень тесно связаны. Но что действительно всех нас объединяет, это гордость за нашего земляка!» – говорит глава администрации села Кузьмин Виктор Мельник.
В память о знаменитом земляке в селе Кузьмин этой весной посадят липы. Среди местных жителей сохранилась легенда, что Ион Солтыс любил отдыхать под этими деревьями и любоваться видами Днестра.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет