Солидарность – это то, что сейчас так нужно всему миру. Принцип «каждый сам за себя» в условиях пандемии не работает, справиться можно только вместе. Недаром во всех странах в разы увеличилось количество добровольцев и волонтеров. Страны Содружества – не исключение, сообщают корреспонденты телеканала «МИР 24».
В подмосковном аэропорту «Жуковский» застряли несколько сотен граждан Таджикистана и Кыргызстана. Их рейсы домой отменили, сутки они провели без еды и воды. Кто-то написал об этом в соцсети. Тогда в Жуковский начали приезжать неравнодушные.
«Наши братья – таджики, киргизы – здесь голодные сидят. Я все, что смог, купил, приготовил, старался, другим братьям позвонил», – рассказал Хусравшох Махмудов.
В эти дни сотни тысяч человек по всему Содружеству доказывают, что вместе перенести сложные времена легче.
Еще недавно в любом газетном киоске города можно было купить ироничную открытку «Из Петербурга с апатией и безразличием». Сейчас киоски закрыты, карточку не купить, да и неправда это – петербуржцы пришли на помощь друг другу, передает Нахид Бабаев.
«Добродомик», где бесплатно кормили пенсионеров, пришлось временно закрыть. Раньше туда ежедневно приходили до 500 человек. Сейчас хозяева кафе решили организовать доставку. Постоянным посетителям продукты привозят домой. Как и прежде, платить не надо.
«Для меня это очень много. Мне тут хватит не на один месяц», – говорит жительница Санкт-Петербурга Валентина Антонова.
Марина Терехова вместе с коллегами придумала, как библиотекари могут работать на «удаленке». Они читают детям, проводящим каникулы дома, сказки по телефону. За неделю приняли 330 звонков. Такого ажиотажа не ожидали.
«Это очень «ламповая» история, это интереснее, чем включать ребенку аудиокнигу. Потому что там невозможно ребенку задать никаких вопросов, поделиться впечатлениями, уточнить, если что-то непонятно, а по телефону это точно можно сделать», – пояснила Марина Терехова.
«Телефонные сказочницы» читают современную детскую литературу – рассказы Екатерины Панфиловой, Роальда Даля, Нины Дашевской.
В режиме ЧП Казахстан живет уже вторую неделю, сообщает Кира Каниболодская. Два самых крупных города, Алматы и Нур-Султан, закрыты. Людям разрешают выходить из дома только за продуктами, лекарствами и на работу.
В субботу начал действовать еще один запрет – больше трех не собираться. Исключение – семьи. Все предприятия двух городов уходят на большие выходные. Закроют и ателье, которые до недавнего времени шили дефицитные маски. С материалами помогают неравнодушные. За пару дней сшили и бесплатно раздали более тысячи масок.
«Когда начали искать, в аптеках нет, где-то перепродают очень дорого. Люди обращались, и мы решили сделать благотворительность. Я считаю, что маски должны раздавать бесплатно. Не мы, а там, наверху, или в аптеках. Все должны помогать друг другу. Сейчас такой непростой момент. Все переживают, что будет», – поделилась мыслями о происходящем швея Раушан Коргамбекова.
Режим чрезвычайного положения, который ввели в Армении в середине марта, на этой неделе ужесточили, сообщает Нона Оганесян. Выходить на улицу можно только при наличии паспорта и бланка, где указано, куда направляется гражданин, зачем, примерное время выхода из дома и возвращения. В автомобилях, помимо водителя, может находиться только один взрослый пассажир. Для перевозки детей ограничений нет. За соблюдением правил следит полиция.
В таких условиях около 500 волонтеров объединились и решили помочь одиноким пенсионерам. Для каждого собирают продукты и предметы первой необходимости. Запасов должно хватить минимум на месяц.
«В каждую коробку мы вкладываем лист с номером телефона одного из наших волонтеров. Если пенсионерам что-то понадобится или возникнут вопросы, они могут напрямую связаться и попросить помощи, не выходя из дома», – рассказал основатель и директор благотворительной организации Тигран Акопян.
Следующую неделю в Молдове объявили выходной, передает Ирина Глушко. Власти просят людей оставаться дома. Да и пойти особо некуда. Из-за режима ЧП в стране закрыты парки и другие общественные места. Работают только аптеки, банки, заправки и продуктовые магазины. Но их двери сейчас закрыты для пожилых людей. Им, как и везде, не рекомендовано выходить из дома. Помогает отец Андриан – развозит продукты и лекарства. Сегодня в его списке 20 человек.
«Вместе с коллегами будем работать до вечера. Запросы к нам поступают напрямую от прихожан церкви, также списки дают социальные работники», – сообщил координатор социальной программы Diaconia священник Андриан Агапи.
Чтобы не подвергать стариков риску, волонтеры работают в масках и перчатках. Пакеты оставляют у порога.
«Тяжело, я не выхожу никуда уже две недели. Я боюсь, мне 71 год будет в сентябре», – пожаловалась жительница Кишинева Зинаида Рубан.
«Помогает кто-то?». – «Некому помогать, вот спасибо, вы принесли».
Азербайджан уже две недели живет в режиме социальной изоляции, сообщает Рамиля Тагиева. Гражданам советуют без необходимости из дома не выходить. Лицам старше 65 лет делать это и вовсе запрещено. Если пожилому человеку требуется помощь, достаточно набрать короткий номер 142. В кол-центре принимают по три сотни звонков в час. Просьбы самые разные.
«Звонил дедушка, ему где-то лет 86, и попросил нас написать письмо. Наши волонтеры выехали к нему. А письмо он, оказывается, писал своей любимой, которая живет в России», – рассказала оператор кол-центра Сахиба Бабаева.
Но в основном пенсионеры просят купить продукты, лекарства и оплатить коммунальные счета. Жанетте Фарзалиевой 78, живет одна. До сих пор с бытом ей помогали соседи.
«Сейчас из-за коронавируса они тоже дома отсиживаются. Но в этот раз мне надо квартиру пропылесосить. Позвонила в кол-центр», – объяснила девушка.
Помогают волонтеры – в Азербайджане их около тысячи. Сотрудники кол-центра сообщают адрес и передают просьбу. К пенсионерам добровольцы приезжают со всеми необходимыми средствами защиты.
«Я и раньше людям помогала. Ухаживала за бездомными, еду им готовила, детям из приютов покупала одежду и игрушки. С Жанетт мы уже знакомы. Она работала воспитательницей в детском саду, где учились мои дети», – рассказала волонтер Тезегюль Мустафаева.
Уже четвертые сутки в Кыргызстане действует режим чрезвычайного положения, все сидят по домам. На улицу выходить можно, но строго с 7 утра и до 8 вечера. Причин покинуть свой дом или квартиру несколько: сходить в магазин, аптеку, больницу или банк. По новым правилам страна будет жить как минимум до середины апреля.
«У нас пациенты с аутоиммунными заболеваниями, диабет – это заболевание, которое усугубляет все остальные. Поэтому мы просим, чтобы наши пациенты оставались дома, а мы будем им поставлять лекарства», – пояснил врач.
Людям старшего поколения помогают полторы тысячи волонтеров. Среди них – несколько десятков велосипедистов. Их задача – развозить инсулин, об этом попросили в местном эндокринологическом центре. Раньше пациенты получали необходимые лекарства в клинике, сегодня опасно выходить даже на улицу.
«Риск, конечно, есть, и мы всех наших волонтеров о нем предупреждаем. Мы хотим помочь тем, кто находится еще в большей зоне риска, чем мы. Главное, чтобы каждый волонтер имел все необходимые средства защиты», – отмечает волонтер-велосипедист Медет Тюлегенов.
В Грузии уже полтора десятка человек излечились от коронавируса. Они покинули палаты и находятся в режиме самоизоляции, как и вся страна. Комендантского часа и жесткого карантина нет, но людей просят не выходить из дома без необходимости. Перестали работать торговые центры, большинство предприятий, закрыты музеи и театры. Но искусство без масс жить не может. Для театралов открыли онлайн-площадки. Тбилисский театр юного зрителя выкладывает лучшие постановки для детей и взрослых. Все это бесплатно.
«Мы впервые в истории нашего театра публикуем афишу с учетом того, что вы будете смотреть спектакли не в зале, а дома, у компьютеров. Мы с вами не теряем контакт. Мы чувствуем эмоции, которые вы испытываете. Аплодисменты могут звучать прямо у планшетов. Скоро мы будем вместе», – надеется художественный руководитель ТЮЗа Дмитрий Хвтисиашвили.
Таджикистан – одна из немногих стран, где нет коронавируса. Но меры принимаются усиленные, сообщает Азамат Зияев. Всех, кто вернулся из других стран, отправляют на карантин. Людей размещают в больницах, санаториях и домах отдыха. Министерство здравоохранения собирает волонтеров, они займутся разъяснительной работой среди населения.
Еще вчера дезинфицирующие средства в стране не производили – покупали за границей. За неделю ученые из Академии наук собрали оборудование и наладили производство.
«Весь технологический цикл контролируется. Мы проверяем сначала определенные параметры этого раствора, далее берем и пакуем. Почти каждый день приходят из медицинских учреждений и забирают наш раствор», – отметил доктор химических наук, профессор Зайниддин Мухидинов.
Антисептиком обрабатывают общественный транспорт, школы и детские сады. За сутки производят три-четыре тонны. Но даже этого мало, поэтому объемы планируют увеличить.
Беларусь живет обычной жизнью. В стране нет карантина, границы по-прежнему открыты, в школах продолжаются занятия, лишь некоторые кампании перешли на дистанционную форму работы, передает Ольга Баранова. Но пожилых белорусов просят оставаться дома.
Одиноким пенсионерам помогают волонтеры. Добровольцы могут принести рецепты из поликлиники и купить необходимые лекарства. Их кладут в почтовый ящик или доносят до двери, чтобы не нарушить режим самоизоляции. У каждого перчатки и маски. Перед каждой доставкой руки обрабатывают антисептиком.
«У меня есть и бабушки, и дедушки. К сожалению, я им помочь не могу, они живут далеко. Но, думаю, такие же люди, как я, смогли бы им помочь, даже помогают», – выразила общий настрой волонтер отряда «Доброе сердце» Белорусского республиканского союза молодежи Дарья Донейко.
Волонтеры – это, как правило, студенты. Добрыми делами занимаются после лекций, их в белорусских университетах не отменяли.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе