Мусор надо превращать во что-то полезное, к этому пришли уже во многих странах. И не случайно, ведь бытовые отходы – серьезная угроза окружающей среде. Например, сроки естественного разложения пластика – от 150 до 300 лет, макулатуры – от двух до четырех лет. В последние годы в Армении развивается движение утилизации и переработки бытовых отходов. В стране проводятся массовые субботники, устанавливаются сортировочные урны, создаются перерабатывающие предприятия.
Один из крупнейших в Армении заводов по переработке мусора работает ежедневно. Бытовые отходы из пластика сюда привозят практически со всей страны. Пластмассовый мусор сдают компании, специализирующиеся на сборе мусора, общественные организации и простые граждане, обеспокоенные состоянием экологии. Компания-переработчик выплачивает за килограмм сумму, эквивалентную примерно 35 центам. Предприятие не только ведет бизнес, но и решает экологическую проблему. В месяц в стране выбрасывают 350-400 тонн пластика, из них почти половину – 170 тонн перерабатывают именно здесь.
«Когда мы начали заниматься переработкой, в Армении еще не было такого бизнеса. Мы изучили опыт европейских стран и стали работать. Сегодня наша компания в списке крупных налогоплательщиков, у нас около 95 рабочих мест», – рассказывает директор завода по переработке отходов Айказ Газарян.
Первым делом груз взвешивается на весах. На специальную площадку въезжает грузовик, и работник предприятия измеряет тоннаж, вычитая вес самой машины. В чистом остатке и определяется общий объем привезенных отходов. После чего пластиковую тару разгружают и складируют в производственном ангаре. Затем пластиковую массу подают на сортировочную линию. Сортировка – это предварительная подготовка отходов к переработке.
«Тару сортируем по типу пластика: ПЭТ, полиэтилен. И по цвету: прозрачные, зеленые, коричневые. Потом отделяем от пробок, этикеток, целлофановых оберток, остатков пищи. В день сортируем от пяти до восьми тонн пластика», – поясняет начальник цеха сортировки Баграт Григорян.
Отсортированный пластик идет на второй этап обработки. Тара поступает в соседний цех. Там пластик проходит через магнитное поле, где отделяются металлические элементы, если они есть. Это нужно, чтобы железные кусочки не попали в организм человека, который будет пользоваться продукцией, полученной из переработанного пластика. Следующий этап переработки – измельчение. В специальном станке пластмасса разрезается на мелкие частички. Полученную крошку промывают горячей водой, затем – раствором с содой. Таким образом пластик очищают от грязи и обеззараживают: сода убивает бактерии. После чего начинается процесс сушки. Завершается цикл расфасовкой в мешки. Из пластиковых отходов здесь делают вторичное сырье, которое используют в производстве синтепона. Им наполняют куртки, одеяла, подушки.
«Раньше мы экспортировали сырье в европейские страны, Китай и Россию. Сейчас – только российским компаниям, которые производят синтепон. Вторсырье проходит несколько этапов очистки, затем под воздействием высокой температуры превращается в синтепон. Весь цикл уничтожает микроорганизмы, которые могут быть на таре. Так что синтепон – безопасный материал», – говорит Айказ Газарян.
На предприятии перерабатывают не только пластик, но и макулатуру. «Рециклинг» – так называется процесс, когда переработанные отходы возвращают в производство той же самой изначальной продукции. То есть, осуществляется повторное применение по прямому назначению.
«Вначале макулатуру отделяют от скрепок, клейких лент, наклеек. Потом перемалывают и промачивают в бассейнах с водой. Эта сжиженная масса поступает на поточную линию, где превращается в листы картона. Из них делаем упаковочные коробки. Впоследствии их выбрасывают, они поступают к нам, мы снова перерабатываем и создаем новые. Такой вот закрытый цикл», – объясняет директор завода по переработке отходов.
Рулоны переработанного картона поступают в соседний цех. Их закрепляют на размоточном станке, где увлажняют и нагревают, чтобы клей хорошо проникал в бумажное полотно. После этого один слой бумаги гофрируется, то есть получает волнистую форму. На него сверху и снизу наклеиваются плоские листы. Таким же методом получают и многослойный картон. Далее гофрокартон подается на «слотер». Этот станок режет листы, кроит линии сгиба и углы корпуса коробки. Он также сразу наносит цветное изображение – маркировку компании-заказчика. В месяц здесь перерабатывают 120 тонн макулатуры и делают упаковочные коробки. В производственном процессе химию не используют: даже в качестве клея применяют пищевой крахмал. Готовые коробки закупают в основном компании пищевой промышленности, поэтому важно заменять эмульсию крахмалом. Ведь клей, попавший в пищу, может спровоцировать отравление.
«В день склеиваю в среднем три тысячи коробок. Мы производим трехслойные и пятислойные гофрокартонные коробки малых, средних и больших размеров. Они используются в самых разных сферах производства», – говорит сотрудница завода Астхик Бабаян.
И наконец заключительный процесс – складирование готовой продукции и отгрузка заказчикам. Упаковочные картонные коробки продают заводам и комбинатам, производящим спиртные и безалкогольные напитки, сладости, кондитерские изделия, трикотаж и текстиль.