18:35 03/04/2020

Сосед-зэк, частые скандалы и отсутствие личного пространства. Реальные истории жителей коммуналок

ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Коммунальные квартиры, как новый тип жилья, появились в Советском Союзе после революции. Тогда в 1917 году Ленин задумал насильственно «уплотнить» квартиры, в которых количество комнат превышало количество проживающих. Согласно новому указу вождя, к некогда состоятельным гражданам стали подселять представителей рабочего класса. В итоге в разных комнатах одной квартиры стали жить сразу несколько незнакомых семей. Советской власти было очень удобно сселять людей – так каждый гражданин был на виду, круглые сутки находился под пристальным присмотром соседей. Несмотря на смену времени, люди и сейчас продолжают жить в коммунальных квартирах.


ФОТО: Кузярин Анатолий/Фотохроника ТАСС

Корреспондент «МИР 24» собрала истории людей, которые когда-то жили в коммунальных квартирах и узнала, через какие испытания им пришлось пройти, как удалось выжить и что думает о правилах выживания в коммуналке семейный психолог.

Что не так с коммуналками

Специалисты отмечают, что атмосфера коммунальных квартир советского и современного времени сильно отличается.

«Тогда нас воспитывали в более коллективном духе и коллективных ценностях. Люди в принципе стремились к некоему содружеству, предпочитая более близкие дружеские отношения, если человек был приятен и адекватен», – рассказывает семейный психолог Марина Зажигина.

Помимо картинок соседских склок, в кино, литературе и рассказах стариков есть много воспоминаний об общих праздниках всей коммуналкой, о том, как соседи всем миром и лечились, и детей чужих помогали воспитывать. По мнению психолога, сейчас в больших городах больше живут по принципу «каждый сам за себя». Границ между людьми стало больше – это и хорошо, и плохо. Часто границы становятся стенами, за которыми все друг от друга намеренно прячутся.

«Если спуститься «ближе к земле» и посмотреть на каждую коммуналку в отдельности, то понятно, что там, как в школьном классе, найдется и свой хулиган (нарушитель спокойствия), и какая-нибудь вредная стервозная скандалистка, и замкнутый подросток или молодой человек, и мама с маленьким ребёнком, который плачет по ночам и так далее. То есть будут самые разные люди, которым сложно существовать вместе, тем более на одной территории. И каждому из них нужно как-то приспосабливаться к ситуации коммунального быта, причём каждый будет приспосабливаться по-своему», – поясняет Марина Зажигина.

Так и герои нашего материала по-разному приспосабливались к жизни в коммунальной квартире. Для кого-то это счастливые воспоминания детства, для кого-то худшее время жизни или просто важный опыт социализации.

Наталья Гордеева, жила в коммуналке 1,5 года (Санкт-Петербург)

Наталья, как она говорит, попала в «дивный» новый мир. Одна из соседок часто стучалась в комнату, хотела общаться. Это надоедало. Женщина из другой комнаты ревновала мужа к молодым соседкам и открыто проявляла враждебность: она могла специально толкнуть на кухне, напакостить, жаловалась хозяйке комнаты и устраивала скандалы по любому поводу.

«Но, как оказалось, это были цветочки. Ягодки начались, когда через 1,5 месяца из колонии вернулся четырежды судимый сын психически нездоровой женщины. Квартиру он превратил в настоящий притон, все бомжи, наркоманы и проститутки округи приходили в его комнату и устраивали настоящие оргии. Жить стало невозможно из-за постоянных ночных дебошей. Однажды на мою просьбу вести себя тише он начал угрожать мне убийством. Я ответила ему: «Кишка тонка». Я знала, что он был судим за наркотики и не думала, что ему хватит силы духа убить человека. Через несколько лет мне позвонила соседка и рассказала, что он сел… за убийство друга», – вспоминает Наталья.

В следующей коммуналке девушке тоже не повезло. Там «дедовщину» для соседей устраивал постоянный жилец Сергей, бывший собственник комнаты, в которой жила Наталья. Он разрезал шланги у стиральной машины, бросал зажигалку в воду, которую девушка подогревала, устраивал различные диверсии и всячески пытался отравить жизнь. Жить в таких условиях, по признанию девушки, было крайне тяжело. Но настоящее испытание произошло, когда в коммунальной квартире появились клопы. После этого девушка сбежала в столицу и больше никогда не связывалась с коммунальными квартирами.


ФОТО: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Наталья Поломарчук, жила в коммуналке 1,5 года (Екатеринбург)

Наталья очень тепло вспоминает время, проведенное в коммунальной квартире. «Мы с мужем были молодые, только поженились. И совершенно не замечали, что это коммуналка и что вокруг совершенно чужие люди. Просто любили друг друга и воспитывали маленького ребенка», – вспоминает женщина.

Соседи не то что бы дружили (все остальные жильцы были сильно старше), но очень друг друга уважали. Наталья рассказывает, что первое, чему научила такая форма быта – это чистоплотности. Невозможно было лечь спасть, оставив в раковине грязную посуду или следы на плите от убежавшего молока.

«Мы с мужем соседям во внуки годились. Я у них очень много чего спрашивала, а они всегда были рады делиться».

Наталья признается, что до переезда она (ей был 21 год) совершенно не умела готовить. Одна из взрослых соседок как раз работала поваром – она-то и научила девушку готовить вкусные блюда из обычных продуктов. Фирменные рецепты Наталья хранит до сих пор: вот уже 20 лет она печет блины и запекает рыбу ровно так, как ее научила бывшая соседка. «Навык, который мне очень пригодился и после жизни в коммуналке, – это четкое обозначение своих и уважение чужих границ», – делится Наталья. Еще с ностальгией вспоминает большого черного соседского кота, которого боялись все жильцы.

Александр К., жил в коммуналке 17 лет (Санкт-Петербург)

Квартира, в которой рос Александр, изначально принадлежала его семье еще до революции, а коммунальной стала после Великой Отечественной войны. Ходили слухи, что новая семья въехала «за хлеб» – соседка в войну работала на хлебном заводе. «Мой отец из-за этого не хотел переезжать. Для него это было родовое гнездо. На меня это тоже немного действовало. По крайней мере, я с детства знал, что квартира наша, а соседи как бы пришельцы», – делится Александр.

«Помню эпизод, когда был совсем маленький, хотел после какого-то скандала пойти в ванную, выглянул – а в коридоре соседи. Я повернулся к маме и сказал: «Там враги!».

Отношения с соседями были сложные. Конфликтные. Частые скандалы.

«Когда я был маленьким, мне не разрешали бегать и играть в коридоре, и вообще выходить из комнаты без необходимости».

Однажды отец Александра подрался с мужем соседки. То был очень крупный мужчина, грузчик, он сломал отцу ребро. А зачинщиком скандалов всегда была жена соседа: «Когда я вырос, уже не обращал на них внимания, пару раз я на них цыкнул и, надо заметить, они тоже стали меньше скандалить».

Еще одним неприятным элементом в совместном быте, по словам Александра, был общий телефон в коридоре. Во время разговора, мимо все время ходили соседи: могли отпустить замечание, фыркнуть, просить поскорее освободить телефон.


ФОТО: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Тогда же у молодого человека появилось четкое понимание, что пространство может быть своим, безопасным, а может быть чужим, и может быть «ничейная земля». Несмотря на сложные отношения с соседями, Александр признается, что скучает по родовой квартире на Невском проспекте, по высоким потолкам, удобному расположению и особой атмосфере.

Сергей Симонов, в коммуналке познакомились его родители (Электросталь)

А вот следующий наш герой сам никогда не жил в коммунальной квартире. Но именно там познакомились его родители. Будущие муж и жена одновременно приходили в гости к своим родственницам. Соседи жили дружно, часто по субботам совместно что-то отмечали, накрывали на стол и зазывали гостей. Во время одного из таких застолий и познакомились родители Сергея. Он вспоминает забавный случай:

«Моя мама жила в частном доме города Павловский Посад и у них не было горячей воды. Когда она приезжала в гости к тете, то любила поваляться у них в ванной. Однажды она там уснула. Спасать и взламывать дверь тогда пошли ее дядя и мой будущий папа».

Что советует психолог

«Основное правило: я хороший, ты другой хороший. То есть мы разные, но каждый из нас хорош по-своему. Мы не судим других за их ценности и образ жизни, но и не позволяем другим оценивать нас и нарушать наши границы», – советует семейный психолог Марина Зажигина.

Бремя жизни в коммунальной квартире чаше всего заключается в том, что токсичные (проблемные/неадекватные) люди попадаются в соседи чаще, чем нам того хотелось бы. И выдерживать жизнь рядом с таким неприятным человеком, живущим за стеной, и питающимся на одной кухне с вами, – непросто. Главное здесь – это выстроить личные границы, свою комфортную зону. С кем-то можно пойти на сближение (сократить границы), кого-то лучше предпочесть не подпускать и держать на очень дальней дистанции.

«Кроме темы границ и управления собой (насколько это возможно), нужно помнить про разделение Своего и Общего (что есть Общее, это всегда предмет договоренностей и передоговоренностей). Очень важна здесь коммуникация не только с озвучиванием своих потребностей, но и с учетом мнений окружающих», – продолжает психолог.

Зачастую надо хорошо прислушиваться к себе, чтобы определить, что для вас острая необходимость (и за что вы будете условно «биться»), а в чем все-таки можно уступить соседу по квартире. Нужно найти баланс между независимостью и сотрудничеством и не забывать о своих потребностях, иногда даже вопреки внешним факторам в виде соседей.