75 лет назад Красная армия освободила от нацистов город Кенигсберг. Эту операцию историки называют примером тщательной подготовки и героизма советских войск. Как это было, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Город, который считался абсолютно неприступным бастионом. Да и вся Восточная Пруссия была как сеть оборонительных сооружений. «Волчье логово» нацистов – главная ставка фюрера на Восточном фронте. В Кенигсберге в феврале 1943-го Гитлер объявил национальный траур по погибшим в Сталинградском котле. Здесь же приказал объявить тотальную мобилизацию населения от 16 до 60 лет в отряды фольксштурма. Тех, кого обычно не брали на фронт. Это была уже агония.
«И на Западном фронте, и на Восточном фронте отряды фольксштурма раз за разом оказывались слишком плохо обученными и слишком плохо вооруженными», – указал историк Максим Вилков.
Зато за стенами хорошо укрепленного города три линии обороны сплошных фортов, дотов, крепостей с подземными ходами и бункерами.
Кенигсбергский гарнизон обороняли 130 тысяч немецких солдат. Причем большая часть – это новобранцы народного ополчения. Против 137 тысяч закаленных в боях бойцов Красной армии, освобождавших Прибалтику и Беларусь. По технике у советских войск также подавляющее преимущество в орудиях, танках и самолетах.
6 апреля 1945-го для немцев начался огненный ад. Сотни орудий 3-го Белорусского фронта под командование маршала Василевского начали шквальный огонь, который практически не прекращался все четыре дня штурма. По бетону и стали врага били и морские орудия крепостного типа – их подвозили по специально построенной железной дороге.
Немецкие войска отчаянно сопротивлялись, особенно в первый день штурма. Со стороны залива на помощь осажденным наступали части группировки «Земланд», 4-й армии Вермахта. Но прорвать окружение им так и не удалось.
«Целью было: надо бить по фортам. В конце концов, тяжелая артиллерия будет попадать по фортам. Если в течение этого времени один снаряд попадет в то место, куда попадал другой снаряд, то просто не выдержат сооружения», – рассказал историк Константин Залесский.
Не выдержало и командование Кенигсбергским гарнизоном. Комендант Отто фон Ляш напишет потом в своей книге: «В течение трех дней в городе царили смерть и разрушение, не оставалось ни малейших шансов на то, что мы сумеем выстоять своими силами или изменить безвыходное положение дальнейшим сопротивлением».
«Когда вечером 9 апреля наши парламентеры прибыли к Ляшу, он согласился на капитуляцию и подписал ее. Причем, как он показал в своих показаниях, эсэсовцы пытались прорваться к бункеру, чтобы расстрелять парламентеров, но он этого не допустил», – указал историк Константин Залесский.
После взятия Кенигсберга основные силы восточно-прусской группировки немцев были полностью разгромлены за четыре дня. В плен попало свыше 90 тысяч солдат и офицеров. До окончательной победы над гитлеровской Германией оставался всего месяц.
Из-за режима самоизоляции сегодня в Калининграде торжественные мероприятия в честь освобождения города проводиться не будут.
Подробнее в сюжете: День Победы
Читайте также: