Город трудовой доблести. Такое звание в России будут присваивать городам, чьи жители проявили героизм, работая на фабриках и заводах во время Великой Отечественной войны. Как, например, в Воронеже, где побывала корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.
Капитан Николай Титоренко даже в отставке продолжает дело всей жизни. Он главный экскурсовод музея истории Великой Отечественной. В годы войны его родной Воронеж был одним из центров оборонной промышленности страны. Здесь выпускали бронепоезда и фронтовые радиостанции, а еще грозу немецко-фашистских захватчиков – знаменитую «Катюшу».
«Вес снаряда 42,3 килограмма. Испепеляющей мощи», – отметил капитан первого ранга, писатель-документалист Николай Титоренко.
В первый бой БМ-13 вышла 14 июля 1941-го. В районе железнодорожной станции Орша «Катюши» дали залп, и у солдат Вермахта началась паника. В годы войны с конвейеров воронежского экскаваторного завода сошли 3327 легендарных «Катюш».
Линия фронта разделила Воронеж на два берега. На правом шли бои – защитники города 212 дней и ночей сдерживали продвижение сил противника к Сталинграду. На левом, где располагались основные производства, работали не меньше, чем на фронте.
«Работали с восьми до восьми, по 12 часов. Мне еще 16 лет не было, еще паспорта не было. По железной дороге все ехали. Мы поехали на освоение агрегата», – рассказала ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Нина Панкова.
Одним из таких предприятий был авиационный завод №18 – родина знаменитого «летающего танка», штурмовика Ил-2, самого массового боевого самолета в истории авиации.
«23 декабря 1941 года на завод приходит телеграмма такого содержания: «Вы подвели нашу страну, нашу великую родину. В ту пору, когда самолеты Ил-2 нужны как хлеб, как воздух, вы, товарищ Шенкман, считаете возможным выпускать по одному самолету в сутки… Прошу не выводить правительство из себя, предупреждаю в последний раз. Подпись стояла «Сталин», – рассказала директор музея боевой и трудовой славы ПАО «Васо» Светлана Гаврилова.
Это послание руководитель завода Матвей Шенкман зачитал 35-тысячной толпе рабочих. Ожидал жалобы на холод и голод. Но услышал только: «Будем работать». Уже через месяц с аэродрома завода взлетали 18 самолетов в сутки. Это производство, одно из немногих в России, которое продолжает работать и 75 лет спустя.
Подробнее в сюжете: Города трудовой доблести