Культурную жизнь Советского Союза нельзя было назвать разнообразной – считалось, что в стране развиваются только балет и кинематограф. Тем временем люди были заняты в промышленности, жили по регламенту и строго следовали распорядку дня – казалось бы, куда уж тут до творчества. В то же время в Европе активно творили Пьер Карден и Кристиан Диор – легенды мира моды. Каково же было всеобщее удивление, когда в один ряд с великими модельерами встала простая советская манекенщица Регина Збарская. Женщина-загадка покорила всевозможные подиумы мира: в кулуарах модельного бизнеса до сих пор спорят, был ли успех Регины связан только с ее нестандартной внешностью или же причина в чем-то другом. Так или иначе Збарская сделала головокружительную даже по нынешним меркам карьеру манекенщицы, заплатив за успех большую цену.
О том, какие секреты скрывала модель, о чем мечтала на самом деле и почему в конце жизни оказалась в психиатрической больнице – читайте в нашем материале.
На протяжении всей своей жизни (27 сентября 1935 года – 15 ноября 1987 года) Регина Збарская предпочитала никому про себя ничего не рассказывать. Ее биография доподлинно никому не известна, во многом благодаря самой девушке. Кажется, Регине больше нравилась та версия жизни, в которой она всегда была знаменитой и успешной. Взять хотя бы ее фамилию – известно, что до замужества Збарская была Колесниковой, ее родители были родом из Вологды, оба служащие государственных учреждений. Так позже рассказывала одноклассница Регины. Однако сама модель придерживалась другой версии своего происхождения: рассказывала, что ее родители работали в Ленинградском цирке и погибли при исполнении акробатического трюка.
Девушке повезло родиться с «европейской внешностью»: выразительные черты лица, белая кожа, густые темные волосы. Она всегда хотела выбраться в столицу и стать актрисой. Поступить на актерский факультет во ВГИК без специальной подготовки не удалось. Тогда Регина не растерялась и, имея хороший аттестат, поступила туда на экономический факультет. Ей было не до учебы – манили светские вечеринки и общение с богемой.
Рассказывали, что Регина выделялась среди всех хорошеньких девушек той компании – она была интересна, образованна, прекрасно держалась в обществе. Тогда-то ее и заметила художник-модельер Вера Аралова: она пригласила Регину принять участие в демонстрации одежды из своей новой коллекции. Так Колесникова попала в модельный бизнес. Стоит отметить, что мечту стать актрисой кино она не оставляла, постоянно ходила на пробы, но ей не везло. Единственная роль, которую удалось заполучить – образ итальянской певицы Сильванны в фильме «Матрос с «Кометы», который вышел на экраны в конце 50-х.
Фото: кадр из сериала «Красная королева». 2015 год. Режиссер Алёна Райнер. Производство Film.ua, кинокомпания Шпиль, Pronto Film
Збарская начала работать в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. Быть манекенщицей в Советском Союзе было зазорно – девушкам присуждали специальность «рабочий 5-го разряда», мало платили и осуждали за такой легкий труд. Регина к этому относилась по-другому, она видела перспективу в модельном бизнесе и, в отличие от других девушек, никогда не стеснялась своей работы. Девушка быстро научилась ходить по подиуму и несколько лет демонстрировала коллекции Веры Араловой, Вячеслава Зайцева и других советских модельеров. Так получилось, что именно Збарская впервые в мире вышла на подиум в сапогах с молнией на всю высоту голенища. Мир с восторгом воспринял такую придумку Веры Араловой, но патент на новый вид обуви ушел из Советского Союза.
К 1960 году Збарская успела покорить мировую столицу моды – Париж – и стала известна на весь мир. Тогда у нее появилось сразу несколько прозвищ. Самые известные – это «самое красивое оружие Кремля» (так говорили французы) и «советская Софи Лорен» (из-за необычной стрижки под пажа от Зайцева). А вот коллеги по цеху никогда так тепло не отзывались о Збарской. За пределами подиума модели не дружили, а только конкурировали. Масла в огонь подливали специфический характер Збарской и ее отстраненность. Коллеги вспоминали, что настоящей Регину не знал никто, разве что самые близкие. Она никогда не давала волю истинным чувствам и переживаниям, выглядела строгой и надменной.
К 1965 году, казалось, у Збарской было все – всемирная слава и внимание, дружба с молодым дизайнером Вячеславом Зайцевым, восхищение иностранных модельеров. Регина была одной из немногих моделей, которых брали на зарубежные показы. Несмотря на строгие правила передвижения за границей, ей разрешалось свободно выходить в город после показа. Рассказывают, что все эти дозволенности доставались не просто так: во время зарубежных выездов моделям поручалось по возможности «дружить» с высокопоставленными лицами, которые ими заинтересуются, – так государство добывало ценную политическую информацию.
Фото: кадр из сериала «Красная королева». 2015 год. Режиссер Алёна Райнер. Производство Film.ua, кинокомпания Шпиль, Pronto Film
Несмотря на свой статус и положение в обществе, Регина все-таки нашла хороших друзей. Например, молодой кутюрье Вячеслав Зайцев тепло отзывался о подруге. Он вспоминал, как Регина помогала ему выживать в голодные годы, вдохновляла и давала ценные советы по коллекциям. В какой-то момент девушке даже удалось наладить личную жизнь. Она всегда мечтала удачно выйти замуж, а тут как раз была возможность самой выбрать из множества поклонников. Регина влюбилась в богемного художника Льва Збарского, сына известного ученого.
Все в обществе знали Льва как большого бабника, но ради жены он оставил свое порочное увлечение. Как оказалось, ненадолго. Лев был единственной любовью Регины, она мечтала о семье и детях. Но когда модель забеременела, выбор пришлось сделать в пользу карьеры – муж был против детей и настоял на аборте. Регина тяжело переживала потерю ребенка: стала реже выходить в свет и подсела на антидепрессанты. Художник ушел от нее сначала к Марианне Вертинской, а затем к Людмиле Максаковой, которая родила ему сына.
Збарская безуспешно пыталась справиться с горем. Весть о рождении ребенка Льва стала для нее новым ударом. В 1972 году Регина ушла из дома моделей и окончательно поддалась депрессии. Один за одним ее настигали нервные срывы, она попала на серьезное лечение в психиатрическую больницу – рассказывают, что из-за попытки суицида. Ей удалось вырваться из порочного круга и на некоторое время начать жизнь заново. Збарская закрутила страстный, но короткий роман с югославским журналистом. Молодой человек поступил не по-джентльменски: после возвращения на родину опубликовал откровения об интимной жизни с моделью в книге «Сто ночей с Региной Збарской». Девушка не выдержала предательства, хотя на самом деле неизвестно, знала ли она о готовящейся публикации. Так или иначе вокруг нее закрутился большой политический скандал, который также спровоцировал новую попытку самоубийства. Но бывшая модель вновь оказалась сильнее обстоятельств: прошла курс лечения и даже попыталась вернуться в профессию. Увы, годы были уже не те. Последние фото манекенщицы появились в журнале мод 1984 года. Затем звезда впала в безвестность.
Последние дни своей жизни Регина Збарская, бывшая легенда подиума, провела в психиатрической больнице. Врачи рассказывали, что ее терзало глубочайшее чувство вины за прожитую жизнь. Третья попытка суицида оказалась удачной. Трагедия произошла 15 ноября 1987 года в США: Регина приняла снотворное и больше не проснулась. О ее смерти в Советском Союзе узнали не сразу, публика услышала новость по американскому радио. Однако и это не единственная версия случившегося. Кто-то уверял, что нашел Регину дома с телефонной трубкой в руках – будто бы после принятия таблеток манекенщица обзванивала всех своих знакомых и просила у них прощения. Коллеги по Дому моделей не пришли на похороны манекенщицы, и ее тело кремировали. Место захоронения до сих пор остается неизвестным.