27 апреля все православные верующие отметят Лазареву субботу, а вслед за ней и Вербное воскресенье. Эти два очень важных церковных праздника предваряют последнюю неделю Великого поста – Страстную, когда верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. По традиции вечером в Лазареву субботу православные верующие освящают веточки вербы. Об истории и главных смыслах Лазаревой субботы в интервью MIR24.TV рассказал член православного Лазаревского братства, первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак.
– Дмитрий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, что мы празднуем в Лазареву субботу? Почему воскрешение Лазаря стало таким важным событием в евангельской истории?
Дмитрий Гасак: Воспоминание о Лазаре Четверодневном отсылает нас к евангельскому рассказу об очень дорогом для Христа человеке. С одной стороны, это один из таких сюжетов, где ярко выражена человеческая суть Христа, Его очень теплое отношение к Лазарю, который не был среди ближайших учеников, тем не менее был любим Иисусом.
С другой стороны, это воскрешение – одно из главных свидетельств об Иисусе как Мессии, Спасителе мира. В Евангелии есть и другие рассказы о том, как Христос воскрешал людей. Но именно воскрешение Лазаря предваряет крестный путь Иисуса в Иерусалим, именно это событие приблизило Его смерть, обозлив противников Иисуса, которые испугались, что «весь мир идет за Ним».
В этом рассказе с особой силой проявляется человечность Сына Божьего, Его вера и Его категорическое несогласие со смертью, которая разрывает человеческое общение, узы дружеской любви.
В воскрешении Лазаря проявляется заботливое отношение Спасителя к конкретным людям. Часто Иисуса воспринимают как проповедующего из лодки сотням, а кому-то кажется, что и тысячам людей. А здесь мы видим совершенно иное измерение. Поэтому образ Лазаря Четверодневного в самых разных христианских традициях овеян очень теплым отношением к тому, кого особо любил Христос.
– А как человек, который четыре дня был в гробу, вот так ожил?
Д. Г.: Вообще, интересно, что Евангелие не страшится таких показаний, которые многие из наших современников не решились бы поместить в текст, призванный убеждать в чем-то людей. Но мы узнаем эту подробность – что, оказывается, Лазарь уже четыре дня как был погребен. Его место погребения было небольшой пещерой, которую запечатали камнем. И даже сестра Лазаря Марфа, которая очень ждала Иисуса, в тот момент, когда Он пришел и потребовал отвалить от гробницы камень, с ужасом сказала: «Ну как же, он уже смердит!». То есть тело покойного уже подверглось тлению.
Но Иисус спросил ее о вере, и когда Марфа подтвердила эту веру, Он сказал: «Лазарь, гряди вон!». И, как известно, воскресший Лазарь вышел из пещеры.
Фото: Википедия
– Откуда происходит традиция связывать Четверодневного Лазаря с образом Церкви?
Д.Г.: Это традиция зрелого христианства, на котором уже лежит печать истории. С одной стороны, этот образ говорит о том, что в самой Церкви проглядываются признаки тления, а с другой, в нем выражается вера Церкви в то, что Господь может церковную жизнь обновить.
Тут можно вспомнить и слова Федора Михайловича Достоевского и других мыслителей, кто, видя в исторической Церкви дистанцирование от евангельских начал, говорили, что «Церковь в параличе», «в столбняке», «церковное тело умерло».
Сейчас нам было бы особенно полезно к этому образу обращаться, потому что наши современники, по крайней мере, в России, склонны видеть в первую очередь недостатки Церкви, а не ее святость. Этот образ Четверодневного Лазаря как раз указывает и на реальную опасность краха христианства в истории, но также и на возможность возрождения Церкви в своем евангельском духе, в следовании за Христом.
Воскрешение Лазаря. Византийская икона. Конец XIV – начало XV века. Государственный Русский музей
– Есть ли какие-то традиции празднования этого дня?
Д.Г.: В праздновании Лазаревой субботы есть нечто сходное с Великой субботой. Это время покоя. Восстание Лазаря из гроба – хотя это еще не пасхальное ликование и даже не то ликование, которое сопровождает вход Господень в Иерусалим, но это уже предвкушение Пасхи.
А отмечаем мы этот день очень просто, как все церковные праздники. Мы, естественно, собираемся в храме. Ведь православные праздники нужно встречать среди единоверцев – с теми, кто свою христианскую жизнь, свое отношение к церковному служению, к возрождению христианской православной жизни в нашей стране связывает с преодолением всего смертного, что в нашей жизни иногда присутствует.