Вторжение человека в дикую природу грозит не только разрушением экосистем, но и возникновением пандемий, подобных пандемии коронавируса COVID-19. Ученые Калифорнийского университета Дэвиса пришли к выводу, что постоянная эксплуатация природной среды (охота, вырубка лесов, сельское хозяйство, строительство жилья) приводит к росту инфекционных заболеваний среди животных. Многие из них в состоянии передаться человеку, сообщает Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
«Поскольку естественная среда обитания уменьшается, дикие животные вступают в более тесный контакт с людьми. Дикая природа также меняется, чтобы приспособиться к антропогенной деятельности и изменению натурального ландшафта. Это ускорило появление болезней у диких животных и поставило нас под угрозу пандемий», – пояснила эпидемиолог Кристин Джонсон.
Почту такую же опасность представляют дикие виды, которые приспособились к соседству с человеком. Достаточно упомянуть летучих мышей, которые могут обитать поблизости от населенных пунктов или даже в жилых домах. Именно их считают наиболее вероятными переносчиками лихорадки Эбола.
По состоянию на 2019 год, согласно Красному списку ICUN, четверть неодомашненных видов млекопитающих в мире находится под угрозой исчезновения. Человеческая деятельность, безусловно, уменьшила разнообразие животных на Земле. Но некоторые виды стали чрезвычайно многочисленными, и это, как правило, те, которые хорошо адаптируются к присутствию людей (те же мыши).
Чем чаще они контактируют с человеком, тем выше риск распространения эпидемий. Ученые отмечают, что опасность таких заражений раньше недооценивалась, но текущая пандемия продемонстрировала их масштаб.
«Мы явно не хотим пандемий такого размаха. Мы должны найти способы безопасного сосуществования с дикой природой, поскольку у нее нет недостатка в вирусах, которыми она может с нами поделиться», – отметили авторы научной работы.
Ранее сообщалось, что пандемия испанского гриппа, которая унесла от 50 до 100 миллионов жизней в начале ХХ века, могла начаться с птиц: гусей и лебедей. Первые случаи отмечались еще за два года до начала массовой волны, но тогда к ним не отнеслись с должной серьезностью.
Читайте также: