В связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционное обучение. Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, учебники в цифровом формате и даже электронный журнал и онлайн-доска. Школьники и студенты созваниваются с преподавателями по видеосвязи и таким образом посещают занятия, не выходя из дома: удобно, безопасно, а главное – знания продолжают поступать в растущие организмы.
Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие семьи и школы оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленный формат обучения. Учителя изнывают от гигантской нагрузки и неорганизованности школьников, а родители (в основном те, у кого малыши) стонут от тонны домашних заданий, которые им теперь приходится постоянно выполнять вместе с ребенком, внимательно следя, чтобы он не просто сидел в планшете, а действительно занимался. Да и сами дети часто не в восторге от того, что им приходится учиться, когда, казалось бы, все официально ушли на каникулы. Согласитесь, сидение в своей комнате в домашней футболке с кучей гаджетов под рукой – не лучшие условия для поднятия дисциплины.
С какими еще проблемами пришлось столкнуться родителям, школьникам и учителям во время самоизоляции и как они их решают? «МИР 24» решил выяснить у каждой из сторон «образовательного треугольника».
Мамам и папам, которые сейчас остались со своими детьми один на один, часто приходится несладко. Волей-неволей родители оказываются вовлеченными в учебный процесс и вынуждены брать на себя роль надсмотрщика. Вот что рассказала нам мама четверых детей Татьяна Карпачева.
«Что я точно уяснила за время карантина, так это то, что мои сыновья никогда не будут учиться удаленно. Потому что это вредно для моего здоровья и отношений внутри семьи. Когда их в школе учителя принуждают заниматься, то я сколько угодно могу быть на их стороне: чмокать в макушку, сопереживать, помогать и в итоге дружить с ними. А когда учеба удаленная, то я вынуждена брать функцию жандарма на себя. И вот мы уже в отношениях конфронтации. Потому что лично я не могу спокойно смотреть, как один из двойни честно учится, а другой, поедая котлету у компьютера, диктует учителю ответы из его тетрадки и получает пятерку. Потом он идет ко второму брату, и тот за него фактически делает английский», – признается женщина.
Кроме того, в условиях самоизоляции и без того энергичные дети становятся еще более активными – соответственно, концентрации на учебе еще меньше, замечает Татьяна.
«Подросткам, как и всем детям, нужно много двигаться. Двое из трех, правда, качаются, как заведенные: меряются кубиками на животе. Но все равно их энергия бьет через край, событий им мало, и они в результате задирают друг друга. Так что обстановка в доме не учебная и не рабочая», – сокрушается собеседница «МИР 24».
Фото: Elmar Kremser/SVEN SIMON/picture alliance / SvenSimon/ТАСС
Младшим детям Татьяны сейчас 13 и 14 лет, но еще сложнее приходится родителям дошкольников и учеников младших классов, ведь заставить их слушать учителя и заниматься дома порой практически невозможно. «Для первоклассников данная форма обучения неприемлема, – считает мама первоклассника Марина Приходько. – Включить компьютер или ноутбук ребенок сам не может, а если и справится с этим, то хранящаяся в гаджете информация родителей окажется незащищенной.
Ребенок в этом возрасте полностью не осознает всю ответственность.Ту часть заданий которую задают для самостоятельного изучения работающие родители проходят с ребенком вечерами. Плюс к этому добавляются еще домашние задания, которые необходимо выполнить именно в этот день. Для ребенка вся нагрузка распределяется на вечернее время, выполнение затягивается до 11 вечера, когда родители и ребенок уже не осознают, что они делают. Все это обучение сводит на ноль ожидаемый результат от учебы. Для начальной школы, по моему мнению, обучение могли бы уже и закончить».
Между тем учителя тоже зачастую не в восторге от того, как выстроена система дистанционного обучения. Основными проблемами для большинства становятся плохая дисциплина, проверка домашних заданий и технические неполадки.
Москвичка Ольга Королева преподает английский язык в центре дополнительного образования. Она работает с детьми разных возрастов, самым младшим из ее учеников всего три года. По словам Ольги, большие трудности вызывает проверка домашней работы, поскольку она не может собирать у учеников тетради, а проверять то, что написали маленькие дети, в электронном виде очень неудобно.
«Второй минус – это связь, – отмечает Ольга. – Кто-то сидит на своей даче, где Wi-Fi еле ловит, кто-то дома, но интернет постоянно зависает. Бывает такое, что кто-то отключил себе микрофон и не может включить. В общем, все время происходят какие-то технические заминки, которые снижают темп урока».
Больше всего трудностей возникает с дошкольниками, признается педагог. Если дети постарше более сознательны и ответственны, то сосредоточить на себе внимание малышей, когда ты не рядом с ними и они постоянно на что-то отвлекаются, очень тяжело.
«Чтобы достучаться до них, конечно, очень важно живое общение. Плюс, мы занимаемся по методике, в которой задействовано очень много наглядности – различные игрушки и другие предметы. Детям важно все потрогать, взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, и, конечно, делать все это на дистанции очень сложно. Тяжело держать их внимание: выкладываешься на 200% – получаешь отдачу, наверное, на 50. Плюс, если в комнате какой-то шум, старшие группы можно попросить отключить микрофон и включать только тогда, когда они отвечают, маленьких ты об этом попросить не можешь», – говорит Ольга.
Чтобы решать какие-то технические проблемы, рядом с маленькими детьми постоянно находятся родители. Но зачастую их присутствие только ухудшает качество занятия.
«Родители лезут в урок – это, конечно, мешает и раздражает. Они нарушают методику по-страшному, и дети начинают просто ориентироваться только на родителей. Они уже знают, что мама сейчас скажет, что надо произнести, и они произнесут. И если вдруг мама отошла на минутку, а ребенку надо ответить, он уже не отвечает, хотя раньше прекрасно без нее отвечал. Но привычка уже выработалась», – объясняет Ольга.
Не видит плюсов в дистанционном обучении и другая наша собеседница – Наталия Колесова. Она преподает русский язык и литературу в общеобразовательной школе, сейчас многие из ее учеников занимаются удаленно. Как и большинство ее коллег, Наталия жалуется на невозможность проверять домашние задания и следить за тем, кто в классе реально занимается, а кто сачкует.
«Дистанционное обучение – это просто лучше, чем ничего в подобных обстоятельствах. Это никак школу не заменяет. Учитель не может контролировать, как ребенок выполняет задание – сам или ему кто-то помогает. Точно так же с домашними, самостоятельными работами. Кроме этого, очень затруднена проверка, потому что проверять с экрана компьютера работы детей, написанные от руки, кое-как сфотографированные и кое-как пересланные на электронную почту, если это в объеме класса – это просто невозможно. В этом смысле, наверное, хуже всего словесникам, потому что именно у них есть большие работы, которые дети пишут от руки, и упражнения все они делают от руки. Выручает возможность тестовых заданий. Но тесты не могут заменить полноценную работу, а полноценное обучение фактически невозможно», – печально констатирует преподаватель.
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Согласно рекомендациям Министерства просвещения, большинство российских школ с 6 апреля перешли на дистанционную форму обучения. Однако многие учебные заведения ушли на каникулы, и, по сути, даже если школа работает, дети не обязаны в строгом порядке посещать занятия. Тем не менее многих заставляют учиться родители. Но даже здесь дети умудряются прогуливать.
«Как всегда есть в классе дети ответственные, желающие учиться, мотивированные: они активно работают, стараются выполнять все задания. А есть те, кто выходит на занятие и молчит, то есть формально присутствует, а фактически не выходит на связь и не включается в работу урока. Хотя в списке тех, кто участвует в уроке, он есть! Дети же могут отключить свой микрофон», – говорит Наталия.
А некоторые прогуливают случайно – просто забывают, что у них по расписанию должен быть урок.
«Есть еще такая проблема, что люди на самоизоляции забывают, какой сейчас день недели. То есть кто-то регулярно не доходит на занятия, потому что «мы думали, сегодня четверг, а не пятница», – делится опытом Ольга Королева.
Находятся и желающие подшутить над одноклассниками. Скажем, в таких программах, как Zoom (одна из самых популярных программ удаленной конференц-связи, где часто проводят рабочие встречи и онлайн-занятия) можно дать себе какое угодно имя, поставить веселый фон и таким образом развлекаться. Многие шутки бывают довольно злыми. Например, нередки случаи, когда какой-нибудь смышленый подросток подписывается в чате именем одноклассника, выключает камеру и ставит на фоне видео для взрослых с характерным звуковым сопровождением, таким образом подставляя соседа по виртуальной парте. Бедный учитель вынужден все это слушать и разбираться, кто нарушает дисциплину. А порой в занятия и вовсе вмешиваются посторонние.
«Бывают уроки-конференции без пароля, – рассказывает Татьяна Карпачева. – Да и с паролем ведь любой из одноклассников может сообщить номер конференции и пароль кому угодно. Да просто выложить их в сеть! Сегодня у Саши на уроке «паслись» уже два явно посторонних человека. Один ржал и включал музыку, второй матерился. Урок сорван. И это при том, что у них в целом приличные ребята в классе. У младших ничего подобного ни разу не было».
Но несмотря на такое обилие минусов, есть у дистанционного обучения и некоторые плюсы. Вот о каких преимуществах рассказали наши собеседники.
«Из-за того, что мы ведем непосредственно онлайн-конференции, занятия проходят практически так же, сохраняется почти такое же живое общение, – говорит Ольга. – За исключением того, что возникают проблемы со связью и у меня нет возможности собрать у детей тетради. Но так как я преподаватель английского, мне, наверное, повезло в том, что есть электронные версии учебников, и мы выбрали хорошую программу для работы – Zoom. Она удобна с той точки зрения, что там есть онлайн-доска, есть возможность комментировать все, что написано на экране. Допустим, если мы проверяем домашнее задание, то я просто пишу правильный ответ прямо в учебнике, это все показывается детям на экране, и они сами проверяют».
Современные дети практически рождаются с гаджетами в руках, поэтому большинство из них с техникой давно на «ты», отмечает учительница.
«Школьники очень быстро адаптировались. Сейчас уже практически каждый знает, как написать свое имя в конференции, как включить/выключить микрофон и камеру, как писать на доске. То есть с точки зрения технических навыков, все дети очень быстро освоились – это не проблема. В целом, у нас изначально все было очень культурно организовано, нас сразу заранее всему обучили, мы все потренировались, поэтому не было какой-то паники. Сейчас я уже могу сказать, что влилась в эту работу. Да, тяжелее эмоционально, но по функционалу вести уроки реально».
Одним из основных плюсов, конечно, стало свободное время, которого теперь гораздо больше как у детей, так и у преподавателей.
«Ты не едешь на занятия и, соответственно, все это время, которое тратилось на дорогу, можно потратить на подготовку к уроку. Старшие дети у меня недавно писали эссе на тему онлайн-образования. И они тоже видят плюсы в том, что ты не должен никуда собираться, можно подольше поспать. Но они говорят, что скучают, им хотелось бы прийти на занятие, увидеть друг друга в реальной жизни, а не виртуально», – рассказывает Ольга.
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Вопрос дисциплины – тоже палка о двух концах. С одной стороны, дома больше соблазнов на что-то отвлечься, но с другой, дети изолированы друг от друга, а за многими еще и постоянно наблюдают родители, поэтому они больше сосредотачиваются на занятии.
«С точки зрения концентрации, тут у всех детей по-разному: кто-то лучше концентрируется на уроке, когда все на экране, он туда смотрит и работает, а кто-то, конечно, отвлекается на какие-то свои домашние вещи, настроение нерабочее. То, насколько успешно проходит занятие, во многом зависит от самого ребенка. У нас группы небольшие, поэтому если дети более-менее мотивированные, спокойные, если они заряжены на то, чтобы получить знания, то урок проходит практически без каких-либо отличий от того, что было вживую. Может быть, немножко не хватает энергии, приходится больше выкладываться, больше устаешь от таких занятий, но все более-менее нормально», – говорит Ольга.
Больше всего плюсов учебы на самоизоляции отмечают, конечно, сами дети. Средний сын Татьяны Карпачевой Саша учится в восьмом классе, ему 14 лет. Вот что он говорит о дистанционном обучении:
«Плюсы в том, что тебе не нужно все время находиться в напряжении, не надо вставать в семь утра, меньше стресса от общения со сверстниками, сидишь себе на диване и сок пьешь. Больше времени на разные хобби. Я несколько новых песен научился играть на гитаре, начитался всего про реконструкцию. Из минусов – не факт, что материал так же хорошо «заходит» в голову, как на уроках. Все время пол-урока присоединяешься к сети, что-то барахлит – то звука нет, то материал непонятно, где взять. Доска, на которой пишет учитель, все время куда-то исчезает, вместо этого вылезают лица одноклассников. Некоторые дистанционные уроки наползают друг на друга, один затянулся – следующий сорвался. И по 15 минут от урока только всякие оргвопросы – у кого звука нет, у кого вообще ничего не загружается. Но это можно наладить, наверное. Мне в принципе все нравится».
Таким образом, мнения разделились, и пока нам остается лишь надеяться, что скоро все вернется на круги своя, заботиться друг о друге и сидеть дома. Ну а там, глядишь, и летние каникулы не за горами!
Подробнее в сюжете: Коронавирус