Поможет ли массовое тестирование на коронавирус остановить пандемию, телеканалу «МИР 24» рассказала ведущий научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии Минздрава РФ Людмила Алимбарова.
- Созданием тестов на антитела к коронавирусу в России занимаются несколько лабораторий. Есть данные, что в мае сделать такой тест сможет любой желающий. Вы будете делать?
Людмила Алимбарова: Да, я буду делать, потому что мне интересно посмотреть, какой у меня иммунитет по отношению к этой инфекции, встречалась ли я с этим вирусом раньше. А если встречалась, сформировались ли у меня антитела и есть ли иммунный ответ, насколько я защищена от встречи с вирусом в будущем.
- Если человек считает, что он здоров, но подозревает, что мог переболеть, ему стоит сделать такой тест?
Людмила Алимбарова: Я думаю, да, поскольку, по данным Роспотребнадзора, у нас от 44% до 70% людей, которые инфицированы, переносят заболевание в легкой или бессимптомной форме. Мне интересно посмотреть, насколько быстро и у кого развивается эта инфекция, уровень иммунитета, даже если у меня нет симптомов, но есть предположение, что я инфицирована этим вирусом. Тест-система основана на иммуноферментном анализе. Обычно продолжительность тест-систем, которые основываются на этой методике, составляет порядка двух часов.
Что касается чувствительности и специфичности, как и каждый новый препарат, он имеет свои плюсы и минусы. По мере того, как мы будем знать, какие есть ошибки, мы будем совершенствовать эти тест-системы, чтобы повысить их эффективность. Даже тот уровень, который есть сейчас, позволяет выявить наличие антител у человека. Необходимо отметить, что у нас есть два типа тест-систем: которые основываются на полимеразной цепной реакции, они позволяют выявить не антитела, а молекулярно-генетические структуры этого вируса; второй тест, который 10 апреля был зарегистрирован Роспотребнадзором, это тест-система на определение антител к этому вирусу.
- Человек, который пройдет тест, что он увидит?
Людмила Алимбарова: Система позволяет не только узнать, есть ли у человека антитела к этому вирусу, но и показать количественные оценки, насколько у человека сформировался иммунный ответ, то есть титры антител высокие, средние или на низком уровне, что позволяет судить и об интенсивности развития инфекционного процесса в организме человека, и показывает, насколько человек в дальнейшем может быть защищен от инфицирования. По данным, которые были опубликованы раньше, не в отношении нового коронавируса, а тех, о которых мы знали еще с 2001 года, иммунитет кратковременный. А эти тесты помогут сказать, насколько он длительный, напряженный, насколько количественное значение антител может защитить человека от повторного инфицирования и на какой срок.
- При положительном результате человек может стать донором плазмы?
Людмила Алимбарова: Безусловно. Когда мы говорим о людях, которые переболели и у них сформировались антитела, по уровню антител и в зависимости от результатов, которым они соответствуют, эти люди могут стать донорами плазмы для тех пациентов, у которых заболевание протекает тяжело. Эта методика по поводу переливания крови, сыворотки или плазмы, которые содержат повышенные титры антител, не новая. Она была разработана еще в конце 19 века. Автор, который впервые предложил эту методику для лечения больных дифтерией и столбняком, получил Нобелевскую премию в 1901 году. Это был Эмиль Адольф фон Беринг.
Можно сказать, что методика по поводу антител поможет выявить среди переболевших лиц тех, у кого высокие титры антител, их можно в дальнейшем использовать для лечения тяжелых форм коронавирусной инфекции у пациентов, которые не отвечают на противовирусную терапию, которая проходит сейчас в соответствии с методическими рекомендациями. И добиться лучших результатов по повышению эффективности оказания им медицинской помощи.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: