Сегодня во всем мире отмечают День борьбы против малярии. Эта инфекция, которая передается с укусом комаров. Ежегодно происходит до 280 миллионов случаев заражения. Умирают в среднем 500 тысяч, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Артем Васнев.
Этот малярийный комар – прирожденный убийца. Он впрыскивает в кровь человека так называемые плазмоиды. Размножаясь, они вызывают заражение. У больного наблюдается лихорадка и слабость. В большинстве случаев это неминуемая смерть.
«Среди паразитарных заболеваний это лидер по заболеваемости и по смертности. Ну, например, могу сказать, что заболеваемость по всему миру 208 миллионов человек. Смертность – 405 тысяч», – рассказал профессор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Е. И. Марциновского Сеченского университета Евгений Морозов.
Вспышки малярии чаще всего случаются в Африке, Южной Америке и Центральной Азии. В начале 20 века проблемным регионом был и юг России. Но болезнь победили необычным способом.
«Это наше секретное оружие против комаров. В свое время при начале истории города Сочи Гамбузии сработали лучше любого биологического оружия. Потому что при помощи этой маленькой рыбки удалось справиться с очень опасной болезнью малярией», – рассказал эколог Юлия Набережная.
Любой житель курортного Сочи может прийти сюда и забрать чудо-рыбку, чтобы потом выпустить в своем водоеме. Пятисантиметровая Гамбузия питается личинками комаров. Борьба с малярией на Черноморском побережье началась в начале 20 века. Осушались болота, массово высаживались эвкалипты.
«Был целый комплекс мероприятий. Обработка подвалов, откачка воды, нефтевание луж, чтобы сверху образовывалась пленка, комар садился, откладывал яйца, но личинки не появлялись.Болезнь победили окончательно в 1956 году. Во многом благодаря доктору Сергею Соколову», – рассказал директор эколого-биологического центра города Сочи Елена Мальц.
«В нашем городе среди жителей есть еще те, кто благодарен Сергею Юрьевичу, потому что он спас их жизни, когда они были детьми. Именно он организовал такие широкомасштабные действия, которые привели к победе над малярией», – отметила главный хранитель музейных предметов музея истории города Сочи Елена Грищенко.
В 1927 году врач Юлиус Вагнер-Яурегг получил Нобелевскую премию за прорыв. Малярию он использовал для лечения другой болезни.
«Противомалярийными препаратами лечили сифилис. И даже при сифилисе заражали специально малярией, потому что малярия вызывала очень высокую температуру. С помощью хинина можно было взять под контроль малярию. При этом сифилис не излечивался у пациентов, но он переходил в латентную форму, он не прогрессировал», – рассказала врач высшей категории Галина де Каспер.
И вот во время пандемии коронавируса снова заговорили о малярии. Точнее о препаратах от нее. Их применяют для лечения COVID-19, но насколько они эффективны до конца ученые пока не понимают.
«Стопроцентной защитой, стопроцентным лечением они являться не могут. Если бы сейчас был бы изобретен стопроцентный способ лечения противомалярийными препаратами, мы бы не сидели по домам», – рассказал профессор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Е. И. Марциновского Сеченского университета Евгений Морозов.
Летальность от малярии больше, чем от коронавируса. Каждую минуту на планете умирает человек, укушенный малярийным комаром.