14:06 27/04/2020

Зачем чумные доктора носили маски в виде клюва и как обычный уголь избавил мир от химического оружия?

Владимир Гердо/ТАСС

Сегодня по всему миру один из самых дефицитных товаров – медицинские маски. Это больше не часть рабочей формы врачей, а самый простой способ для каждого человека защитить себя от вируса. Но такие средства хоть и кажутся очевидными, существовали далеко не всегда. Какова же история их появления?

Зачем чумному доктору розмарин?

В Средние века развитие медицины было где-то между шарлатанством и теологией. Теоретические знания только начинали собирать, а недуги казались расплатой за грехи. Тогда считалось: не чувствуешь запах болезни – не заразишься. Во время эпидемии бубонной чумы у врачей появился специальный костюм – его изобрел француз Чарльз Лорм. Важным элементом стал «птичий» клюв. Внутрь клали благовония, душистые травы – лепестки розы, ладан, лавр, мяту, розмарин. Это защищало доктора от тяжелого запаха гниения и разложения тела. Было и еще одно назначение такой маски – считалось, что болезнь переносят птицы, и она их отпугнет.

Конечно, должного эффекта средневековые лекари не почувствовали – и про развитие защитных масок забыли – на несколько столетий. Пока в конце XIX века немецкий микробиолог Карл Флюгге не обнаружил в слюне патогены. Этот факт связали с инфекциями, которые при операции попадали в организм больного.

Первые хирурги в масках

Два врача – француз Поль Бержер и поляк Ян Микулич-Радецки – друг с другом не договаривались, но после открытия Флюгге почти одновременно создали медицинскую маску. Каждый свою.

Однажды один из пациентов врача из Польши скончался от заражения крови. Хирург стал выяснять причины. И оказалось: инфекция попала из носоглотки врача.

Он предпринял кардинальные меры. И теперь днем рождения медицинской маски считается 1 марта 1897 года. В немецкой клинике Бреслау, где работал Ян Микулич-Радецки, прошла первая операция, на которой врачи были не только в перчатках, но и с закрытыми марлей носами и ртами.

Изделие француза Бержера появилось чуть позже – прямоугольная повязка из 6 слоев кисеи. Нижний край пришивали к переднику, чтобы создать пространство для бороды, а верхний – фиксировали завязками на шее. Прослойку делали из ваты или шерсти. Бержер наблюдал за эффективностью своего изобретения в течение года и убедился: инфекция и в самом деле передается не так активно, как раньше.

Из операционных – на фронт

Впрочем, в XIX веке находились b противники использования масок, которые на полном серьезе утверждали : изо рта человека такой благородной профессии, как врач, не может распространяться угроза здоровью.

Впрочем, уже через два десятка лет после изобретения маски стали использовать во всех клиниках – когда планету охватила пандемия «испанского гриппа». Ношение средств защиты стало обязательным для всех сотрудников медучреждений.

А еще раньше – маски использовали как защиту от химического оружия в Первой мировой войне. Его впервые применили 22 апреля 1915 года. Среди солдат была особенно популярна маска-«рыльце» из 30 слоев марли, пропитанная веществом, нейтрализующим газы. Оно состояло из воды, глицерина, поташа, гипосульфита и уротропина.

Однако ткань, хоть и обработанная специальным раствором, была не слишком эффективна против ядов. А еще маску нужно было долго надевать – солдаты часто не успевали это сделать. При внезапной атаке многие погибали. Поэтому ученые принялись за разработку нового средства защиты дыхательных путей.

Как обычный уголь избавил мир от химического оружия

Решение оказалось простым. В 1915 году российских химик Николай Зелинский предложил использовать активированный древесный уголь. К фильтрующей коробке прибавили резиновую маску, разработанную технологом Куммантом. Новое изделие назвали «противогаз».

Попытки сделать подобное устройство были и раньше. Например, в начале XIX века при золочении куполов петербургского Исаакиевского собора рабочие защищались от паров ртути с помощью стеклянных колпаков, в которые по шлангам подавался воздух. В середине столетия похожий на противогаз прибор сделали в Германии, но в нем для фильтрации использовали войлок, и в военных условиях он бы не помог.

Изобретение Зелинского-Кумманта стало самым действенным и популярным средством защиты от оружия массового поражения. А эффективность газовых атак снизилась настолько, что от них вскоре и вовсе отказались

За вековую историю противогаз почти не изменился по конструкции – новыми стали только материалы. В армии уже несколько поколений солдат отрабатывают навык: надевать его нужно не дольше 10 секунд. От скорости – зависит жизнь.

Защита четвероногих бойцов

Позаботились изобретатели и о других важных участниках военных действий – лошадях. Так появился конский противогаз, в котором животные могли несколько часов передвигаться по зараженной местности.

Работал он по принципу ватно-марлевых повязок. Небольшой мешок с ремешками и креплениями надевали на морду лошади, смачивали специальным средством, которое абсорбировало химические и отравляющие вещества. Позже появились изделия и с угольным фильтром. Применялись они в основном в Первой мировой войне. Во Второй – тоже, но уже не так активно: с развитием техники конница не была настолько значима. А во время Холодной войны противогазы для лошадей, а также собак, коров и свиней пылились на складах – к счастью, они не пригодились.

Медицинские маски после пандемии «испанки» вернулись в операционные. За столетие были разработаны десятки вариантов – от однослойных изделий, которые можно использовать пару часов, до многоразовых респираторов.

Сейчас их ношение вне стен медицинских учреждений – не исключение, скорее – обязательное правило хорошего тона. Несмотря на споры об их эффективности, риск заражения и распространения инфекций маски все-таки снижают в разы.