На сегодняшний день в Таджикистане играют около 10 рок-коллективов. Большая часть из них находятся на задворках мейнстрима. Но рок для многих из этих групп не популярность, а стиль жизни.
Таджикский рок сформировался в конце 80-х. Как и в Ленинграде, в столице Таджикской ССР при Горкоме комсомола был официально создан Душанбинский рок-клуб, первым и единственным председателем которого был Михаил Чертыковцев.
Рок-клуб смог объединить людей разных профессий, любящих и играющих рок-музыку. На тот момент в клубе играло 16 коллективов, которые не только исполняли каверы, но и старались сочинять что-то своё. Туран, Форпост, Запрет, Стоп-кадр (бывшая Аура), Ситора – это лишь малый список тех, кто отжигал на сцене. Помимо этого, были также группы, которые не были членами клуба, но исполняли музыку не только в Таджикистане, но по всему Союзу.
Зимой 89-го года появилась идея организовать площадку для проведения рок-концертов. Для Душанбинского рок-клуба была выделена аппаратура и в том же году была проведена первая «Рок панорама».
Во время гражданского противостояния и с распадом СССР Душанбинский рок-клуб остался лишь идеей, наступило время долгой стагнации.
В начале 90-х в киноконцертном комплексе им. Борбада стали ежемесячно проводиться «Рок панорамы». Появилось новое поколение музыкантов-энтузиастов, которые хотели играть рок, например, Западный квартал (Алишер Халикназаров, 1993 год), которая известна в своих кругах до сих пор.
Конец 90-х – начало новой, мирной эпохи независимого Таджикистана. В это время появляются такие непривычные коллективы, как Аль-Азиф и ЗЛО (Джек Рок). Можно сказать, они были первыми, кто стал разрисовывать лица (корпспейнт) и играть тяжёлый блэк-метал.
Но для таджикских слушателей метал оказался слишком тяжелым. В 2007 году в амфитеатре столицы прошёл рок-фестиваль, в котором участвовали многие коллективы того времени: Jinn, New Live, Далер Назаров и др. В 2015 году, когда лидером рок-клуба стал солист группы «ЗЛО» Джек Рок, активность вернулась. Так, например, рокеры собирали толпы с ежегодными концертами в честь памяти Цоя, трибьютами Егору Летову, ДДТ и т.п.
Но даже с толпами на концертах таджикский рок оставался на задворках мейнстрима. Конкурировать с попсой тяжело, но реально. Это доказывают две из самых популярных рок-групп Таджикистана Parem и «Шамс», а также проект Кайда «Alice in Jeans».
Музыкальные вампиры. Так лидер группы Parem Олим Ширинов называет участников группы.
«На сцене мы себя чувствуем раскрепощённо. И на ней мы эмоционально раскрываемся. Мы даем людям то, что они хотят, и в тоже время получаем от них то, что нам нужно. Нам нужно выступить, чтобы люди поорали и нам потом хорошо от этого», – говорит Олим Ширинов.
Группа Parem – один из самых старых рок-коллективов в республике. В начале 93-го года ребята из рабочих кварталов столицы собираются вместе и начинают играть рок-н-ролл с использованием национальных инструментов: рубаб, дутар и доира. Так появляется группа Parem, которая, как считается, возродила отечественный рок-н-ролл. В мае 96-го сингл «Ай чаро ишк», в переводе «О, любовь, почему», делает коллектив популярным на всю страну.
В начале нулевых коллектив приглашают в город Худжанд на севере республики. Когда площадка на открытом воздухе была готова, а инструменты настроены, у сцены было не больше десяти человек.
«Это был один из самых лучших концертов за всю историю группы», – признается Олим Ширинов.
По ходу концерта количество зрителей стало увеличиваться. В какой-то момент зрителей стало так много, что им не хватало места. Их набралось больше пяти тысяч. Parem отыграли программу, но зрители их не отпускали. Так, получасовой концерт прошёл в течение двух часов.
«Отыграли концерт, нам надо идти в гостиницу, а народ нас не отпускает. Все рвутся к нам и чего-то от нас хотят. И у меня в глазах до сих пор стоит этот длинный коридор из милиционеров с двух сторон, и мы посередине идем. Такого момента в истории нашей группы больше не было», – говорит Олим Ширинов.
У участников Parem нет музыкального образования. Всем тонкостям сочинительства и игры на инструментах научились самостоятельно. Участники создавали группу с целью вдохнуть в таджикскую музыку новую жизнь. И, конечно, лейтмотив любого трека и альбома – любовь. Любовь к девушке, любовь к родителям и любовь к стране.
В декабре прошлого года Parem дали концерт «25+1». Последний в карьере. Лидер группы признается, к этому шоу они готовились с момента основания группы.
Еще одни ветераны таджикской рок-сцены – группа «Шамс». Коллектив из 9 единомышленников поёт рок с 1997 года. Участники группы признаются, они были и остаются музыкантами для народа.
Репертуар группы «Шамс» разнообразен, но в основном состоит из народных мотивов с элементами рок-музыки. Группа поставила перед собой цель сохранить народную музыку во всей красе и передать ее следующему поколению. В каждой песни можно услышать таджикские инструменты: сетор, рубоб, тавлак, даф, доира.
«Без этих инструментов никак», – признается солист группы «Шамс» Нобовар Чаноров.
Группа репетируют и записывают свои альбомы в подвале. Сейчас сводят новый альбом. Названия пока нет. Однако 6 треков уже готовы. Участники планируют записать еще четыре. Большая часть песен с грядущего альбома основана на произведениях таджикско-персидских поэтов.
По мнению солиста группы, новый альбом обрадует фанатов группы. Особенно звучанием и хронометражом некоторых треков, которые доходят до десяти и пятнадцати минут.
Коллектив стал известен после выступления на «Песне года». Этот конкурс в прошлом был очень популярен среди звезд таджикской эстрады. После участия в фестивалях песни группы были на устах и старых, и молодых таджикистанцев.
«У нас есть хороший запал, есть еще порох в пороховницах, как говорится. Мы сейчас готовим новые песни. Записываем, композитор наш работает. И хотим выбраться куда-нибудь в Европу», – говорит участник группы Ядидя Ильяев.
Группа часто гастролирует не только в республике, но и за её пределами. Они давали концерты в России и Великобритании. Музыканты признаются, после того как они объездили весь мир и познакомились с музыкой других народов, поняли всю величественность таджикской музыки.
1 апреля 1989 года. Молодой энергичный музыкант Кайд отправляется на завод Фанон, где проходили заседания Клуба самодеятельной песни (КСП). Там он презентует свои наброски: песни и стихи, однако каких-то значимых результатов это не приносит. Он уходит оттуда и буквально у входа встречает молодого парня, журналиста – Игоря Баронова.
«Стоит чувак в брезентовой стройотрядовской куртке, в руке блокнот, очкарик такой. Тянет руку и говорит: «Здорово! Ты очень классно спел. Так по-рок-н-ролльному!» Я говорю: «Спасибо!» – рассказывает Кайд.
Буквально в тот же день двое парней решают создать дуэт. Однако всё же решили найти ещё басиста (Олег Назаров) и барабанщика, и создать полноценный коллектив. Кайд, Игорь и Олег оказались поэтами-песенниками, что очень сильно помогло им в написании альбома. Воспитанные в духе советского товарищества и коллективизма, каждый пытался пропихнуть песню другого.
Сначала записывали дома, а затем, по счастливому стечению обстоятельств стало возможным писаться в студии. Зимой 90-го года группа села за запись первого альбома.
«Но тогда грянули февральские события. Объявили комендантский час, было жутко в городе. Мы собирались под вечер в студии, репетировали, а под утро записывались. Где-то в день по одной – по полторы песни записывали, обрабатывали, накладывали голоса», – вспоминает Кайд.
В мае того же года выходит первый альбом группы, который в виду прошедших событий был назван «Спокойной ночи в комендантский час». С этой программой было сыграно несколько концертов, также группа участвовала на «Рок-панорамах».
«Фантазёр Дедушка Джон, он же Игорь Баронов, придумал такое названия для нашего действа, обозвал «Второй межгалактический съезд союза девушек, мечтающих выйти замуж». Вот так!» – со смехом рассказывает Кайд.
В 92-ом году в группе произошёл раскол, который, однако никак не повлиял на отношения между участниками. Группа стала существовать отдельно и в разное время с разным коллективом было записано пять студийных альбомов.
Группа просуществовала до 95-го года. Однако в 2018 году было объявлено о её возрождении и возможной записи нового альбома.
Лидер Душанбинского рок-клуба считает, что таджикский рок находится на грани вымирания. Возможно, в масштабах страны это действительно так. Но несмотря на это, всё ещё находятся люди, которые любят и хотят играть рок. И пока есть неравнодушные, возможно, рок-культура в Таджикистане ещё будет жить.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: