В последние дни перед 75-летием Победы все юбилейное. И взятие Рейхстага тоже. На этой неделе Министерство обороны России рассекретило документы о тех боях. Это фотографии, наградные листы и приказы. Среди них есть приказ о капитуляции немецкой столицы и донесение маршала Жукова о взятии Рейхстага. С потомками тех, кто брал Берлин, пообщался корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Батальоном, который штурмовал главный вход в Рейхстаг, командовал отец Татьяны Степановны капитан Неустроев. И последний бой был трудным самым.
«Очень много погибло наших солдат. Папин ординарец погиб на ступеньках Рейхстага, с которым они прошли всю войну. Как отец рассказывал, там не только за каждую комнату, там за каждую ступеньку бой шел», – поделилась дочь Героя Советского Союза Степана Неустроева Татьяна.
В последние дни войны Красная армия рвалась к центру Берлина. С разных направлений на Рейхстаг наступала 3-я ударная армия.
«В 3-й ударной армии было создано девять штурмовых знамен. По числу дивизий. Они были изготовлены из немецкого красного материала, который был конфискован в лавочках. И по трафарету был сделан серп и молот», – отметил историк Константин Залесский.
Впервые о Знамени Победы Иосиф Сталин заговорил осенью 1944-го, когда до Берлина еще было сотни километров. Установить его решили на Рейхстаге – визитной карточке немецкой столицы.
«Главным зданием нацистского режима была имперская канцелярия. Это здание было довольно растянутым, и оно было скорее здание рабочее. Там находился кабинет Гитлера, различные службы. Но оно не было парадной картинкой», – добавил Константин Залесский.
150-ой Идрицкой стрелковой дивизии досталось полотнище под номером пять. Знаменосцами Победы стали бойцы комбата Неустроева: разведчики Михаил Егоров, Милитон Кантария и замполит лейтенант Алексей Берест. Русский, грузин, украинец, чтобы подчеркнуть интернациональность Победы.
К этому моменту купол был разбит артиллерией. Ползти наверх пришлось по железным балкам и осколкам стекла. Егоров чуть не сорвался вниз. Спасла телогрейка, которой он зацепился за арматуру. Такую же задачу пытались выполнить еще несколько десятков штурмовых групп. Всего 202 человека. В живых остались 12.
«Они забрались на фронтон, не на крышу, а на конную статую Вильгельму II. Там прикрепили Знамя Победы. А уже 2 мая Знамя Победы ими же было перенесено на купол Рейхстага», – рассказала Татьяна Неустроева.
Скромный обелиск во дворе школы. Живые цветы и надпись по-грузински. Солдат-Победитель. Здесь, в родном городе Джвари, похоронен Герой Советского Союза Мелитон Кантария. После войны он был директором магазина, а потом депутатом Верховного Совета республики.
«Он всем людям помогал, понимаете, всем. Протягивал руку помощи. Он был не просто героем, он был человеком настоящим», – отметил племянник Героя Советского Союза Мелитона Кантарии Борис Кантария.
В лучах славы Егорова и Кантарии померкло имя лейтенанта Береста. Кто вычеркнул его из истории, до сих пор неизвестно. Хотя именно он прикрывал разведчиков на крыше Рейхстага. И своим ремнем замполит закрепил Знамя Победы на куполе. Вместо Звезды Героя он получил орден. Потом про него вообще забыли.
«Он всегда говорил правду и рассказывал, как проходил штурм Рейхстага, что это была не легкая прогулка со знаменем наперевес», – сказал руководитель поискового объединения «Миус-Фронт» Андрей Кудряков.
После увольнения из армии Алексей Берест работал на машинно-тракторной станции, потом – в управлении кинотеатрами. Его даже судили якобы за растрату, хотя свидетели настаивали на невиновности Береста. Освободившись, он работал грузчиком. О подвиге на крыше Рейхстага никто уже не вспоминал, а он совершил другой: из-под колес поезда спас ребенка.
«Берест прыгнул на пути, выкинул девочку на перрон, а сам выпрыгнуть не успел… Самое страшное было другое: он был еще жив, лежал между путями, но к нему четыре часа ехала скорая», – вспоминает Андрей Кудряков.
Знамя Победы хранят как государственную реликвию – под стеклом и при специальной температуре. На парад Победы выносят копию. Изначально это было красное полотно с серпом и молотом. Перед отправкой его из Берлина в Москву в политотделе написали: «150-я стрелковая ордена Кутузова второй степени Идрицкая дивизия». Потом в штабе корпуса добавили еще буквы и цифры. Полностью надпись – «79-й стрелковый корпус, 3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт» – не помещалась.
Это знамя тоже развивалось над Рейхстагом. Снимок, ставший еще одним символом Победы, фотокорреспондент Евгений Халдей сделал 2 мая 1945-го. Красный флаг привез накануне из Москвы. «Одолжил» на работе в ТАССе.
«Семен Иванович, не можешь ты мне одолжить три скатерки красные, которыми накрывали столы в месткоме. Тебе зачем? Мне ненадолго, я тебе верну. А что я за это буду иметь? Две бутылки водки, хватит?» – поделилась дочь фотографа Е. Халдея Анна Халдей.
Когда бои уже стихли, Халдей попросил солдат Алексея Ковалева и Абдулхакима Исмаилова водрузить знамя. Для композиции оно должно было развиваться над всем городом. На крыше долго выбирали самую верхнюю точку. Рисковали жизнью.
«И он попросил Ковалева залезть на эту пешку, а он говорит: я могу упасть. Тогда Исмаилов взял его за ногу», – вспоминает Анна Халдей.
О том, кто эти солдаты на знаменитой фотографии, в Советском Союзе долгое время не говорили. И только в 1974 году, рассказывает Харакансаид Исмаилов, журналисты заинтересовались, кто изображен на снимке. Приехали к его отцу.
«И показали ему фотографию. Отец говорит: теперь можно и умирать. То, что он говорил столько лет, ему не верили. Их трое там было, еще Горичев. Он зачастую остается вне фотографий», – отметил сын Героя России, ветерана ВОВ А. Исмаилова Харакансаид Исмаилов.
Еще одно знамя, вошедшее в историю. На кадрах кинохроники его водружает 19-летний Григорий Булатов. Боец разведвзвода лейтенанта Сорокина. Непосредственных участников штурма Рейхстага. Но сколько было таких полотнищ, не скажет никто. Сотни солдат тогда шли в последний бой. Взяв с собой вместе с патронами и гранатами куски красной материи. Каждый хотел поставить победную точку.
Подробнее в сюжете: День Победы