Она воплотила на сцене и на экране незабываемые и часто противоположные по характеру образы: узницы Освенцима, укротительницы тигров, юной подпольщицы. А ее тембр голоса знают даже дети, которые родились уже после нее, ведь этим голосом разговаривает пантера Багира в отечественных мультипликационных фильмах про Маугли. 15 мая исполняется 95 лет со дня рождения великолепной советской и российской актрисы Людмилы Касаткиной.
В день своего рождения она всегда получала от мужа огромный букет пионов. Так повелось еще с юности: когда они встретились, шел май 1946 года, был ее день рождения, друзья поздравляли ее во дворе ГИТИСа, где она училась. А он – молодой лейтенант, будущий знаменитый режиссер Сергей Колосов – оказался там, поскольку зашел узнать о поступлении. К тому времени он прошел войну, был ранен, и собирался поступать на режиссерский факультет. Их познакомили общие друзья, и девушка запросто пригласила молодого человека на день рождения. Но не тут-то было! Она созорничала и сообщила ему не тот адрес. Однако молодой человек оказался упрямым. Вот что рассказывала журналистам сама Людмила Касаткина в одном из своих интервью: «На следующий день Колосов пришел в институт с роскошными пионами. Я запомнила это на всю жизнь. И каждый год я точно знаю, что 15 мая у меня будут пионы».
Эта пара была очень прочной: о них никогда не ходили никакие пересуды и сплетни, как это бывало с другими актерами, режиссерами и вообще с творческими людьми.
Сцена из спектакля театра Советской армии «Ковалева из провинции». В роли Ковалевой актриса Людмила Касаткина, в роли Мстислава Иовича артист Петр Вишняков. Фото: Строков Михаил/ТАСС
Людмилу Касаткину считали среди коллег-артистов невероятно везучей. Успех словно поджидал ее. То, о чем другие только мечтали, давалось ей легко и просто, как бы само собой. В ГИТИС поступила с первой попытки, в театр Советской армии ее приняли сразу, а первая роль в кино оказалась сразу главной и прославила ее на весь Советский Союз. Мало того – муж был успешным режиссером и снимал свою красавицу-жену все время, причем в самых выгодных ролях.
Но как же она оказалась на сцене? Ведь ничто не предвещало такой блестящей карьеры. Людмила Касаткина родилась в селе Вяземского уезда Смоленской губернии, в зажиточной крестьянской семье. Конечно, ее отец был отменным деревенским певцом и умел играть на балалайке, но этого же мало. Шли 20-е годы, крестьян загоняли в колхозы. А тем, кто побогаче, грозило раскулачивание и высылка в Сибирь. Такая угроза нависла и над семьей Касаткиных, хотя они были скорее «середняками». Когда в один день у них забрали весь домашний скот и припасы, то отец Людмилы принял решение бежать из деревни, чтобы избежать ссылки. В доме остались только бабушка и прадед. В одну ночь родители с маленькой Людмилой ушли из деревни.
Так в 1928 году семья Касаткиных с трехлетней дочкой оказалась в Москве. Там они поселились в двенадцатиметровой комнате в подвале бывшей усадьбы князей Оболенских, в Борисоглебском переулке. В этой комнате семья прожила больше 20 лет, только стало их четверо: в Москве появился на свет еще младший сын Леонид.
Людмила пошла в школу и воспитывалась, как все советские дети. Именно советская система образования открыла для нее двери в профессию. Когда она училась в пятом классе, в их школу пришел балетмейстер Игорь Лентовский. Он отбирал девочек для занятий хореографией в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (Студии им. Шацкого).
Она всегда была очень маленькой и стройной, с точеной фигуркой, за эту миниатюрность во взрослом возрасте ее даже прозвали «великой пигалицей».
Для балета ее комплекция подходила как нельзя лучше, тем более что девочка была упорная и с характером, высокие нагрузки и жесткий режим были ей вполне по зубам. И Касаткина стала учиться на хореографическом отделении школы при консерватории.
Съемки художественного фильма «Радости земные» по одноименному роману Иосифа Герасимова. В роли Натальи Лемеховой актриса Людмила Касаткина. Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
Несколько лет занятий балетом сыграли огромную, возможно, решающую роль в ее жизни. Она начала слушать и понимать классическую музыку, а также погрузилась в мир театра, увидела оперные спектакли, стала общаться с людьми искусства, сама начала выходить на сцену и поняла, какой это большой труд. Она училась упорно тренироваться, осваивала сценическое движение и танец.
Сперва Люся, как ее звали в семье, всерьез готовилась к карьере балерины. Однако в подростковом возрасте ее растущий организм не выдержал напряженных занятий балетом. Девочка стала болеть, а потом и вовсе получила травму. Поэтому врачи настоятельно не рекомендовали ей продолжать занятия хореографией. Она очень переживала, долго лечилась, но потом увлеклась хоккеем. Люся была единственной девчонкой в дворовой хоккейной команде, и ей очень это нравилось. Тренировки на свежем воздухе укрепили ее здоровье, она перестала болеть и вновь стала подумывать о сцене. Но тут началась война.
Отец Людмилы был эвакуирован вместе с заводом, на котором он работал. А сама она в этот момент оказалась у бабушки в деревне и среди всеобщего хаоса с трудом смогла вернуться в Москву к маме. Все военные годы Людмила вместе с мамой и братом провели в Москве. Это было трудное время, особенно вначале, когда враг рвался к Москве. Но даже в военные годы культурная жизнь столицы не прекращалась.
Однажды по радио – после сводок с фронтов – Люся услышала объявление о том, что Московский городской дом пионеров набирает желающих заниматься в различных кружках. Она отправилась туда и сразу попала на Пушкинский вечер Студии художественного слова. Девочка была очарована: она почувствовала, какой силой и магией может обладать слово.
Она стала посещать занятия этой студии. Здесь девочка встретила двух прекрасных педагогов и бывших актрис: мастера художественного слова Анну Гавриловну Бовшек и певицу Анну Владимировну Шнейдер. Обе потомственные аристократки, эти уже немолодые женщины, привили девочке любовь к классической литературе. Они водили знакомства с множеством драматических актеров и знали наизусть репертуар большинства столичных театров, и именно они первыми оценили драматический талант девочки, развили его и настоятельно рекомендовали ей учиться дальше.
Летом 1943 года вернувшийся из эвакуации в Саратов ГИТИС начал первый с начала войны набор студентов. Среди абитуриентов была и Людмила Касаткина. На прослушивании она читала одну из «Итальянских сказок» Горького.
Приемную комиссию возглавлял великий мхатовский актер Михаил Тарханов. Актриса вспоминала, что ее слушали очень внимательно, а когда девушка закончила читать, то увидела, что у некоторых членов комиссии на глазах блестели слезы. Потом она прочла отрывок из «Онегина» и Тарханов сказал: «Иди, девочка, отдохни».
Касаткина вышла и отправилась плакать в какой-то уголок: у нее создалось впечатление, что она не прошла прослушивания. «Вдруг кто-то дотронулся до моего плеча, – вспоминала актриса. – Поворачиваюсь – стоит Тарханов: «Девочка, не плачь. Ты принята». Так Касаткина стала студенткой прославленного ГИТИСа.
Она училась в классе театрального режиссера, выдающегося педагога Иосифа Раевского и актера Григория Конского – МХАТовца, одного из любимейших преподавателей всех студентов института.
В 1947 году, по окончании института, Людмила Касаткина по совету мужа поступила в труппу Центрального театра Советской армии. Сам же Сергей Колосов параллельно с учебой в ГИТИСе также начал работать в этом театре ассистентом режиссера. Но если он работал в театре Советской армии недолго, то Людмила Касаткина осталась верна этому театру и проработала там всю свою жизнь.
Она говорила в одном из своих интервью: «Смотрите, какая скучная у меня биография: один театр, один муж, один сын. Однолюбский характер, как я говорю, так уж я устроена. Меня приглашали в другие театры. Но я не могла расстаться с театром, которым руководил великий режиссер Алексей Попов, там была блистательная труппа!»
Касаткина сыграла на сцене ЦАТСА более шестидесяти ролей. Сперва у нее было лирико-комедийное амплуа, она играла юных жизнерадостных девушек и подростков, но, начиная со спектакля «Первый гром» о Краснодонских подпольщиках, актриса начала играть серьезные драматические роли. За свою 50-летнюю театральную карьеру она сыграла более 60 ролей!
Среди наиболее известных – работы в таких постановках, как «Укрощение строптивой», «Васса Железнова», «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Ваша сестра и пленница», «Странная миссис Сэвидж».
Актриса Людмила Касаткина во время встречи со своими земляками. Фото: Григория Калачьяна/ТАСС
Дебют Людмилы Касаткиной в кино состоялся в 1954 году, и сразу в главной роли, да какой – укротительницы тигров. Режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский увидели ее в спектакле, пришли за кулисы и сказали, что хотят предложить ей кинопробу на эту роль. Актриса не поверила в то, что справится, тем более что уже проходила несколько раз кинопробы, и ее не утвердили. Сказали, что у нее не кинематографическая внешность: слишком круглое лицо, которое невыгодно смотрится на крупных планах.
Но после одобрения мужа Касаткина все же решила попробоваться и поехала в Ленинград на киностудию «Ленфильм». Вот как она сама рассказывала об этом: «Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась. Я себе так не понравилась! Какая-то простая, грубая, неинтересная. Но режиссер Надежда Кошеверова меня успокоила, сказала, что им-то я понравилась. Я уехала в Москву. А когда мне сообщили, что я утверждена на эту роль, то я даже не поверила. Не может быть!»
Съемки давались ей непросто. Пришлось научиться и на мотоцикле ездить, и преодолевать свой страх перед крупными планами. И не только перед ними. Все сцены с тиграми должна была исполнять ее дублерша, профессиональная укротительница тигров Маргарита Назарова. Но режиссерам понадобился ее крупный план с тиграми, и Людмиле Касаткиной все же пришлось войти в клетку сразу к четырем хищникам. Без происшествий не обошлось.
Тигры были отделены от Касаткиной стеклом, доходящим не до верха клетки. Но в какой-то момент разъяренная тигрица Рада начала буянить, разбила стекло и влетела на «территорию» актрисы. Ее спас укротитель Борис Эдер: он закричал, ворвался в вольер и выдернул оттуда Людмилу Касаткину.
В конце концов Борис Эдер, пораженный самообладанием актрисы, даже предложил ей сменить профессию и попробовать себя в роли укротительницы хищников.
Кинофильм Александра Ивановского и Надежды Кошеверой «Укротительница тигров», в котором, кроме Касаткиной, снялись такие признанные звезды экрана, как Леонид Быков и Петр Кадочников, стал событием года и открыл актрисе путь в большой кинематограф. В дальнейшем она снялась почти в трех десятках фильмов.
Больше всего ярких кинообразов Людмила Касаткина воплотила в фильмах своего мужа Сергея Колосова. В их совместной фильмографии 12 киношедевров, вошедших в золотой фонд отечественного кино. В их числе фильмы «Оптимистическая трагедия», «Операция «Трест», «Мать Мария», «Душечка», первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя», а также потрясающий по своей силе фильм «Помни имя свое». В нем Касаткина сыграла женщину, которая, попала в концлагерь Освенцим и была разлучена со своим маленьким ребенком.
Фото: ТАСС
В работе Сергей Колосов был очень требовательным. Он всегда ставил перед женой очень сложные задачи, не делал никаких скидок. А она мужественно все исполняла.
Перед съемками сцены, когда фашисты отнимают у героини сына, режиссер потребовал, чтобы Людмила Касаткина одна переночевала в бараке, в Освенциме. Это требовалось для того, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Ночью в одиночестве она перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей, и представляла себе этих малышей.
Семейный союз Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова был невероятно прочным. Они прожили вместе 60 лет и ушли из жизни тоже почти вместе: в феврале 2012 года с разницей всего в 11 дней. Людмила Касаткина сильно болела, находилась в больнице и встретила известие о смерти любимого человека глубоким молчанием. Она пришла проститься с ним: стояла у гроба миниатюрная, как всегда подтянутая, со своей фирменной балетной осанкой. А всего через 11 дней ушла вслед за ним. И вместе с ними обоими ушла целая эпоха в отечественном кинематографе. Остались лишь фильмы. Но разве этого мало?
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания