Французский актер Луи де Фюнес был выдающимся комиком XX века. Фильмы с его участием до сих пор способны рассмешить даже самых угрюмых людей, а о его живой и неповторимой мимике современники слагают легенды. Это был талантливый актер с необычной судьбой. В жизни он был совсем не таким как в кадре: мудрым, работящим, немного мрачным. В материале «МИР 24» мы собрали 10 уроков от Луи де Фюнеса.
Смотрите музыкальную кинокомедию с Луи де Фюнесом в главной роли «Человек-оркестр» в пятницу, 9 июля, в 23.40 и в воскресенье, 11 июля, в 7.05 на телеканале «МИР».
Луи де Фюнес – сын представителей двух древних родов – испанского (по отцу) и португальского (по матери). Родители Луи сбежали во Францию, чтобы пожениться, и жили на новом месте не очень богато. Но дать сыну хорошее образование, присущее дворянам, родителям все-таки хотелось, и они устроили Луи в престижный колледж. В этом же учебном заведении в свое время получили образование такие выдающиеся деятели как, Поль Верлен, Тулуз-Лотрек, Марсель Пруст и Жан Кокто.
Отец Фюнеса никогда не забывал о своем дворянском происхождении и, несмотря на то что ему приходилось много трудиться не на престижной работе, вел себя соответственно – немного надменно и по-снобистски. Вот и персонажи Луи были такими, во многом он просто пародировал отца. А так как он хорошо знал высокомерных героев изнутри, соответствующие роли ему давались довольно легко. После того, как к французскому актеру пришла слава и признание, он поселился в настоящем барочном замке времен Людовика XIV – мог себе позволить, да и внутреннее мироощущение вполне соответствовало. Несмотря на все трудности, с которыми сталкивался актер по жизни, он никогда не забывал о своем происхождении и не предавал аристократические привычки. Однако, как рассказывали сыновья Фюнеса после его смерти, Луи все-таки приходилось порой искать компромиссы между своими образами в кино и жизни. Например, Фюнес не дочитывал книги до конца. Он говорил: «Я не хочу стать излишне образованным человеком, зритель это почувствует».
Луи не смог продержаться в своем престижном колледже, молодой человек вылетел оттуда и вынужден был искать хоть какую-то оплачиваемую работу. Он был очень творческим человеком и смолоду тяготел к кино. Но ему никак не везло туда попасть. Мальчику из аристократичной семьи было сложно смириться с необходимостью выполнять неквалифицированную работу, но выбора не было, так что до 32 лет Фюнес кем только не работал: чистильщиком обуви, скорняком, декоратором, счетоводом, тапером. Эти годы стали для аристократа тяжелым испытанием, но будущий актер не сдавался. Он упорно пробовался на роли в кино и вот наконец его стали брать в маленькие эпизоды. Так, первую роль Фюнес получил только в 1945 году. Но и тут удача долгое время была не на его стороне – почти 13 лет Луи играл лишь второстепенных персонажей, пока наконец в 1958 году ему не доверили главную роль в фильме «Не пойман – не вор». Сам Луи отмечал, что добиться своей цели ему помогла далеко не удача, а лишь собственная феноменальная упертость.
Это может показаться странным, но большую часть своей жизни Луи де Фюнес считал себя полным неудачником. Сначала он долго не мог пробиться в кино, потом его часто одолевал страх мимолетности своего карьерного успеха. Актер часто испытывал такое чувство, что почти все, что он делал в жизни, приводило к отказам, краху, нищете и просто плохому настроению. Из-за этого, как рассказывают очевидцы, за кадром актер часто выглядел мрачно и угрюмо. Более того, коллеги по съемочной площадке часто замечали за Фюнесом прижимистость – по жизни он экономил на всем, даже когда стал хозяином собственного замка.
Фюнес шел с музыкой по жизни. Его самой долгой работой до ролей в кино стала должность тапера, пианиста в кабаре. Луи обожал джаз: слушал его, играл и отлично разбирался. Он был большим меломаном. И вот тут он никогда не скупился: пластинки он покупал всегда и везде, независимо от того, сколько в кармане осталось денег. Он гонялся за эксклюзивными и новомодными пластинками и его материальное положение в этих случаях его волновало в последнюю очередь – за ценные находки он готов был отдать последние деньги. В общем, музыка была для актера и хобби, и отдушиной, и спасательным кругом на случай краха кинокарьеры. Помимо этого, джаз помог Фюнесу сойтись с его женой Жанной де Мопассан. Однажды она призналась, что вышла замуж, как она выразилась, за этого плешивого карлика только из-за того, что он был виртуозным исполнителем джаза. Возможно, именно музыка помогала их браку не ржаветь – супруги прожили вместе сорок лет душа в душу, до самого конца жизни.
Помимо музыки, скрыться от страданий и осознания собственной никчемности в самые тяжелые году Фюнесу помогал еще и смех. Он шутил и гримасничал, как бы отводя в сторону мрачные мысли. Это помогало ему с легкостью выполнять любую, даже самую неприятную работу. Свое мастерство комика Луи оттачивал во время работы пианистом в кабаре и ресторанах. Работа завела его в район Пигаль, французский квартал красных фонарей. При всей своей обычной мрачности Луи был компанейским и приятным человек – так он завел нужные знакомства в районе борделей, которые помогли ему попасть в киноиндустрию.
Пока Фюнес работал пианистом, он время зря не терял. Поначалу для себя, а затем и для развлечения публики, он корчил такие рожи, что весь зал неустанно заливался смехом. Умение работать мимикой, выдавать массу эмоций без жестов помогло актеру в его кинокарьере. Зрители считали его прекрасным талантливым комиком, восхищались его экспрессией и даже называли «человеком сорок лиц в минуту» – никто и не подозревал, что мрачный по своей природе Фюнес использовал смех в качестве лекарства от сумасшествия. В одном из интервью на вопрос журналиста о том, как актеру удается смешить людей, Фюнес ответил, что «работает комиком только с 9 утра до 7 вечера». В остальное время жизнь известного актера была мало похожа на комедии, в которых он играл.
Уже в глубокой старости Луи де Фюнес признался, что без многих лет страданий за своими плечами он, может быть, и не добился бы успеха в кино. Дело в том, что конкуренцию ему всегда составляли такие же неудачники, как и он сам. С той лишь разницей, что Луи был более мотивирован зацепиться в кино и не тратил время зря – даже до своей актерской деятельности он оттачивал свои навыки и нарабатывал багаж знаний. Его медленный карьерный рост помог ему стать таким, каким его в итоге запомнили – талантливым энергичным комиком. К тому моменту, когда Фюнеса наконец заметили, он был зрелым самобытным актером (хотя коллеги по цеху в шутку называли его «молодым подающим надежды актером» – в его-то 43 года): в каждую роль он буквально вцеплялся зубами, невероятно смешной и мотивированный, он оказался еще и настоящим бойцом. После смерти Фюнеса его сыновья рассказывали, что он представлял карьеру как дом – чтобы в него попасть, нужно долго подниматься по лестнице с небольшими перерывами на отдых.
Годы страданий и неудач сказались на всех сферах жизни Фюнеса. Что стало особенно важным, они помогли ему выработать безупречную трудовую дисциплину и этику. Луи был неутомимым трудоголиком – он считал, что чем известнее и успешнее ты становишься, тем больше времени и сил должно уходить на работу. Невероятным образом Фюнес успевал все: он снялся в общей сложности в 130 фильмах – и это при том, что сама по себе работа на съемочной площадке занимала у актера лишь треть рабочего времени.
День Фюнеса был расписан по минутам. Утром он озвучивал зарубежные фильмы, днем снимался в кино, а вечером выступал в театре. Примечательно, что в театре в большей степени обращали внимание на мрачную, лиричную сторону актера. Фюнесу предлагали играть серьезных персонажей и даже героев-любовников. Но тот отказывался – мол, с его внешностью играть серьезные роли слишком абсурдно. При этом Фюнес отмечал, что играет в театре не столько из-за денег, сколько из-за живого общения со зрителями. Только там он мог понять, удаются ли его шутки и хорошо ли он играет. Он как бы подпитывался энергией зала и затем выдавал ее на экране. Актер был занят работой даже тогда, когда здоровье начало подводить его – после двух инфарктов, которые он пережил в 1975 году, врачи запретили ему напрягать сердце и сниматься в кино. Но даже после болезни актер не смог упустить несколько интересных предложений от французских режиссеров.
Луи де Фюнес был заядлым садоводом, он любил выращивать цветы и вообще подолгу проводить время наедине с растениями. Позже в честь него даже назвали сорт розы. Актер провел свои лучшие годы в поместье XVII века Клермон, принадлежавшем его жене. Там он отдыхал от городской суеты и занимался более земными, чем кинокарьера, делами – вел хозяйство, общался с близкими и природой. Ему пришлась по нраву тихая провинциальная жизнь, за городом он набирался сил. Конечно, немаловажным фактором было то, что жил он не просто в доме, а в огромном собственном замке с винным погребом и миллионами долларов. При всей своей любви к загородной жизни Фюнес предпочитал зарабатывать деньги в столице. В Париже жизнь была очень шумная и суетливая, там в нем видели известного актера и комика, а дома за городом Луи мог быть тем, кто он есть – мрачным садоводом и деспотичным отцом. Последние годы жизни Фюнес провел в родовом поместье, ухаживая за своими розами и редко выходя в свет.
Под конец жизни Фюнес обрел мудрость, что неправильно заставлять детей идти по стопам родителей. Но до этого он все-таки долгое время настаивал, чтобы его сыновья пробивались в кино. Луи возлагал большие надежды на младшего сына Оливье – он был красивым талантливым молодым человеком и даже несколько раз снялся с отцом в фильмах. Но актером наследник рода Фюнесов становиться не хотел, его тянуло в небо. Оливье бросил кино ради карьеры летчика. Средний сын Фюнеса, Патрик, решил стать врачом. Несомненно, дети Фюнеса унаследовали актерский талант, но, по мнению Луи, зря зарыли его в землю. Даниэль, старший сын Фюнеса от первого брака, однако, не скрывал, что творческие наклонности в нем от отца. Он увлекался живописью и музыкой, но это не стало его работой. Луи мечтал об актерской династии и очень сильно переживал, когда получил отказ сыновей. Рассказывают, что в семейной жизни Луи имел склонность к тирании – это давали о себе знать его дворянские корни – но к концу жизни стал более мягким.
Личная трагедия Фюнеса заключалась в том, что его жена запрещала ему видеться с сыном от первого брака Даниэлем. Но Луи, втайне от Жанны, покупал своему первенцу игрушки и старался видеться с ним как можно чаще. Когда его сын вырос и у него самого появились дети, Фюнес украдкой ездил в гости к внукам. Ему хотелось быть внимательным отцом и дедом, но расстраивать свою нынешнюю семью он не мог. Рассказывают, что сыновья актера Патрик и Оливье по примеру своей матери тоже не очень любили младшего брата и доставали его фотографии из семейных альбомов.
Комедийный актер Луи де Фюнес умер в семейном поместье Клермон 27 января 1983 года в кругу семьи. Его последними словами были: «Я скучаю один в своей комнате». Луи похоронили на территории его замка. После смерти Фюнеса его семья решила продать замок, сейчас он переоборудован в психиатрическую лечебницу. Незадолго до своей смерти он сказал: «Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка – мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались».