В Москве началось бесплатное массовое тестирование на антитела к коронавирусу. Зачем оно нужно, телеканалу «МИР 24» рассказала гендиректор медицинского центра иммунокоррекции им. Р.А. Ходановой, врач-терапевт высшей квалификации Людмила Лапа.
- Зачем нужно массовое тестирование на антитела к COVID-19 для определения популяционного иммунитета. Что это такое?
Людмила Лапа: Это средняя температура по палате. Какое количество людей будет вырабатывать антитела к ковиду для всей статистики – вопрос об этом будет, какое количество людей чувствительно к той вакцине, которую будут использовать? Дело в том, что те люди, которые будут иметь антитела, их вакцинировать не надо, они уже встречались с вирусом.
Две задачи: статистика, то есть популяционный иммунитет, насколько у нас высокое здоровье иммунное и иммунный ответ на COVID-19 и любые вирусные вещи; второе – нужно делать дорогостоящие прививки или нет.
- В первый день, по словам мэра Москвы, приглашения на тестирование получили 70 тысяч человек. Население Москвы, по некоторым данным, 12 млн. Какой процент нужно обследовать, чтобы понять популяционный иммунитет?
Людмила Лапа: На самом деле, значительно меньше. Но я же не знаю, какую задачу ставят наши медики, академики, когда они проводят такой дорогостоящий эксперимент. Благо дело, его сейчас можно сделать, есть для этого деньги, поэтому мы на самом деле ответим, насколько высок иммунитет у наших людей и адекватная иммунная реакция на встречу с таким коварным агентом, как COVID-19.
Если эта задача состоит только в том, чтобы оценить здоровье, это мало. Эти данные можно использовать глубже, как я уже сказала: делать прививки или нет. Тогда мы сократим производство по прививкам, это тоже будут какие-то методические рекомендации, кого мы прививаем.
Если ставится задача всех обследовать, то популяция 12 млн – это практически 10% всего населения нашей большой богатой родины. И мы можем распространить эти данные на всю страну, каков будет общий иммунитет у популяции. По сути, этого достаточно, потому что популяция выбирается порядка 30%, но не в таком большом количестве людей. Например, 1000 человек обследуется, 30% из них если отвечает на вопрос, выработал ли человек иммунитет, все, у нас 30%. Если 80%, значит, 80% оказались привитые, зачем нам тогда вакцина?
- Можно ли с помощью этого исследования определить бессимптомных носителей, людей, у которых такое количество антител, что они могут служить донорами плазмы? Можно ли выявить тех, которые перенесли инфекцию, но у них есть риск повторного заражения?
Людмила Лапа: Вы две вещи сказали неоднозначные: что у людей много антител, и можно эту плазму переливать? Это очень опасно, когда у человека много антител. Это говорит о том, что инфекция замерла и она персистирующая, то есть может в любой момент активироваться. Заболел человек просто простудой, и инфекция активировалась, как происходит, например, с герпесом 6 типа, и он тут же себя проявляет как более серьезное заболевание.
Если антител больше тысячи, надо делать этим людям плазмаферез, использовать плазму для того, чтобы другим передать. Но дело в том, что любая большая популяция белков опасна тем, что развиваются аутоиммунные процессы, и мы знаем об этом, все говорят, что развивается и атопический дерматит, и кишечные формы гриппа, аутоиммунные процессы, которые связаны с заболеваниями суставов, сосудов. Эти белки противовоспалительные, которые выработаны и находятся в крови пациента, мы должны это понимать, образуются определенные циркулирующие иммунные комплексы, те же самые интерлейкины, которые вырабатываются сразу, чтобы очистить кровь от ненужных ей белков.
Получается цепная реакция, развиваются аутоиммунные процессы, а они еще более коварные, чем сам ковид. И это более серьезная научная работа, которую хорошо бы выполнить с этим тестированием. То есть мы будем понимать, какое количество аутоиммунных заболеваний у нас в ближайшее время будет. Это рассчитывается известными методами.
- Кто обязательно должен пройти тестирование на антитела?
Людмила Лапа: Из каждой возрастной популяции, как это делается всегда, берется определенное количество людей. Если мы имеем возможность сделать 12 млн, значит, мы делаем 12 млн, только создаем равномерную популяцию детей, среднее поколение и люди после 65 лет. И тогда мы можем ответить на эти вопросы: кто заболеет аутоиммунными заболеваниями, кто выздоровеет совсем и не будет никакой инфекции в процессе жизни. Но самое главное, эти 10%.
Подробнее в сюжете: Гости эфира