Карта России укрупняется. Архангельская область и Ненецкий автономный округ на этой неделе заявили об объединении. Последний раз такое происходило в 2008 году. Кому это выгодно, пыталась понять политический обозреватель «МИР 24» Маргарита Гырылова.
«Мы говорим народу Башкирии, Верховному Совету, правительству Башкирии – вы возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить».
Это фраза Бориса Ельцина, которая породила «парад суверенитетов». Даже мелкая элита на местах возжелала себя видеть «удельными князьками». Так произошло с Коми-Пермяцким автономным округом.
«Суверенитет – это было большой ошибкой. Мы всю жизнь были Пермской областью, в составе которой находился автономный национальный округ Коми. Всю жизнь, всю историю. Это был разгул демократии, выход нищей территории, где абсолютно отсутствует какая-то база, которая способна жить только при поддержке Министерства Национальностей на какие-то копейки и крохи. На то, чтобы нам разделиться, ушло два часа. Прилетел Борис Николаевич, собрались в зале. Я тогда был первым вице-губернатором, все было на моих глазах. Подписали, пожали руки и все. Образовались два субъекта абсолютно самостоятельных, два бюджета», – рассказал депутат Государственной Думы от Пермского края Игорь Шубин.
За годы самостоятельности Коми-округ экономически отстал. И в середине двухтысячных, как блудный сын, вернулся-таки в родные пенаты. Пермская область и Коми-Пермяцкая автономия объединились, и на карте России появился Пермский край.
«Процесс пошел, на мой взгляд, положительный. И должен он идти от национальных образований – округов, которые должны войти в состав тех областей или республик, в зависимости от того, с кем они были до 1990 года», – отметил руководитель администрации президента РФ 1993-1996 гг. Сергей Филатов.
Андрей Климов был один из тех, кто объединял Коми-Пермятский округ и Пермскую область.С тех пор прошло 15 лет. Ему видны результаты.
«Мы смогли сделать общие инвестиционные проекты. В результате появились два крупных моста, а в Коми-округе появилась прямая дорога без всяких переправ. Газ впервые по трудам стал поступать на территорию Коми-Пермятского округа», – сказал сенатор Совета федерации от Пермского края Андрей Климов.
Пермский край стал первым объединенным субъектом России. Местные чиновники потом летали на Камчатку делиться опытом.
«Когда объединялась Камчатка с Корякским округом, мы тогда посмотрели на себя со стороны. Одно дело – мы у себя, а тут приехали и увидели ситуацию со стороны. Эту борьбу, чего нравится? Чего не нравится? Чего не хотят коряки, за что бьется Камчатка? Мы там провели почти неделю, девять часов только в вертолете налетали. Это было видно, насколько тяжело. Мы бедные, но гордые. Но процесс был запущен, они тоже объединились. Процесс получил нужную динамику», – рассказал депутат Государственной Думы от Пермского края Игорь Шубин.
В 2007 году объединились Камчатская область и Корякский автономный округ. В Красноярский край в том же году вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Через год Усть-Ордынский Бурятский автономный округ стал частью Иркутской области, а в Забайкалье слились Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ. В результате вместо 89 регионов в современной России осталось 83. До того как присоединились Крым и Севастополь.
«Сейчас субъектов в России 85 – это больше, чем 50 штатов в США, в Бразилии 20 с лишним, сколько-то провинций в Китае и Индии, но никак не 85, как сложилось у нас», – поделился директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов.
Сейчас в стране осталось две «матрешки». Так называют регионы, в которых автономные округа считаются полноправными субъектами России. Но при этом автономные округа еще и часть области, в которую входят. Один субъект в другом. В Архангельской области – НАО. В Тюменской – Ханты-Мансийский округ и Ямало-Ненецкий.
«Когда в 1991 году начался парад суверенитетов, этот парад затронул автономный округ. Было принято решение, что они будут двойным Субъектом Федерации. С одной стороны, они будут обладать всеми полномочиями, но при этом будут входить в состав своих областей. Это уже было противоречие, потому что не было понятно, а как будут распределяться деньги? У нас трехуровневый бюджет. Округ – он кто? Он, с одной стороны, субъект, с другой – часть области, то есть район. А на разных уровнях разные налоги», – сказал генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Ненецкий автономный округ по площади в два раза больше Португалии или Венгрии, а живут здесь всего 40 тысяч человек. Это самый малонаселенный регион России. Хозяева этой бескрайней тундры, где нет автомобильных дорог, ненцы. Суровый климат Крайнего Севера им покоряется уже 500 лет. Оленеводство – главное занятие. Столица автономного округа – Нарьян-Мар. Городок небольшой. Всего 25 тысяч жителей. На поезде сюда добраться трудно. До ближайшей станции 350 км по зимней дороге. Летом только на катере. Самый верный способ – самолет. Из Архангельска на неделе прилетали соседи. Объединяться.
Власть без денег теряет всякий смысл. Москвич Александр Цыбульский полтора месяца назад возглавил дотационную Архангельскую область.
«Сегодня появляются серьезнейшие перспективы для развития арктических регионов. К сожалению, если взять два наших субъекта, каждый из них, по-своему являясь и арктическим, и перспективным, будет всегда по одиночке проигрывать эту глобальную войну или конкуренцию за те ресурсы, которые сегодня будут выделяться. Ненецкий автономный округ всегда из-за своей малочисленности будет рассматриваться как регион, находящийся в хвосте принимаемых решений. Всегда приоритет будет отдаваться тем, где людей живет больше. Можно об этом говорить открыто: это нормальная государственная политика», – сказал врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский.
До этого он руководил Ненецким автономным округом, деньги которому сейчас тоже необходимы. Средняя заработная плата в Ненецком округе – 100 тысяч рублей, в Архангельской области – 55 тысяч. Однако и цены на продукты в Архангельске меньше, если сравнивать стоимость чая, к примеру.
«Бюджет округа на 90% формируется за счет поступлений от недропользователей, он напрямую зависит от стоимости на нефть. Бюджет нашего округа рассчитан из цены на нефть в 57 долларов, и мы понимаем, что практически половина доходов бюджета сегодня выпадает. Мы с вами фактически стоим на краю пропасти. И либо мы сейчас попадем в эту пропасть и утащим туда всех жителей Ненецкого автономного округа, перед которыми у нас есть обязательства. Либо мы сейчас найдем какой-то иной выход. Какой? Выход по объединению двух экономик Архангельской области и Ненецкого автономного округа», – заявил врио губернатора Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный.
Меньше регионов – меньше расходов на чиновничий аппарат – приводят весомый довод защитники укрупнения. В любом случае решать только людям. В Архангельской области и Ненецком округе должны пройти референдумы. И если один из регионов проголосует против, объединение не состоится. А такое может быть. Ненцы привыкли жить своей общиной. Люди с большой земли для них чужаки.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: