По данным экспертов, ежедневные выбросы парниковых газов в мире сократились на 17%. Жители мегаполисов отмечают, что дышать стало легче. Насколько из-за пандемии улучшилась экологическая обстановка в Москве, что будет после пандемии, телеканалу «МИР 24» рассказал сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов.
- В Москве тоже стало легче дышать?
Андрей Фролов: В Москве сказываются несколько факторов. Первый фактор – сезонный. Сейчас в атмосфере так называемая инверсия, то есть воздух еще холодный, а когда солнце, оно землю нагревает, и теплый воздух резко идет вверх. Весной, в апреле-мае, атмосфера очищается за счет этой инверсии, всегда эти месяцы – самые чистые в году. Второй фактор – это прекращение отопления. В Москве 13 крупных ТЭЦ, которые выбрасывают большое количество газа в атмосферу, они перестали работать, это тоже сказывается. И третий фактор – это те ограничения, которые введены по автотранспорту, потому что в период максимального ограничения передвижение на автотранспорте сократилось на 60%.
Эти три фактора дали на определенное время – порядка двух недель – улучшение существенное состояния атмосферного воздуха.
- Многие жители столицы отмечают, какой прозрачной стала Москва-река. В соцсетях много видео разгуливающих по улицам уток, бобров на Яузе, лосей в парках. Насколько быстро природа может восстанавливаться, если ей не мешать?
Андрей Фролов: Москва-река всегда была мутной, потому что по ней двигалось большое количество катеров, пароходиков и моторных лодок. Каждая моторная лодка для русла реки – это стресс. Волна, которая создается, взбаламучивает все. Поэтому такая мутная вода все лето в реке и была. В связи с ограничениями на перемещение и пароходов меньше, и моторных лодок нет, поэтому река очистилась за счет обычного стока. Как долго это продлится? Я думаю, как только включат обычную программу, в течение недели она придет в свое естественное грязное состояние, к сожалению.
По животным другой вопрос. Парки тоже закрыты, в них стараются не пускать людей, поэтому животные меньше напуганы, меньше транспорта, людей, которые приходят шашлыки жарить, поэтому появляются на окраинах, где люди гуляют, различные животные, которые в обычное время были бы напуганы и не рискнули бы это делать.
- В Ярославле медведь напал на человека, вышел из леса и отказывался туда возвращаться, животное пришлось убить. Насколько велика вероятность, что в окрестностях столицы появятся медведи?
Андрей Фролов: Медведи при нормальном состоянии на людей не нападают. Для них это ненормально. Нападение может быть в том случае, если медведица с медвежатами – она их будет защищать, либо человек сам ведет себя неадекватно – пытается приблизиться к нему или какие-то вещи делает, которые раздражают медведя. То, что медведи появились, это не результат коронавируса. Просто у нас в последнее время большое количество заброшенных селений, и практически половина сельхозтерриторий не осваивается. Это привело к тому, что дикие животные начали их заселять. В Ярославской области есть медведи-шатуны, которые проснулись весной и начали искать пищу. Для них самый тяжелый период весной – еще ничего не созрело, ягод нет, поэтому они выходят к жилью людей. Есть помойки, которые пахнут, и которые дают им возможность поживиться. Они фактически как бездомные собаки себя ведут. Если человек оказался с медведем лицом к лицу, он голодный, мог неадекватно воспринять человека, или человек сам себя неадекватно вел. Ночью на окраине Ярославля около леса нормальному человеку, наверное, делать нечего было, согласитесь.
В Московской области медведи уже появились. На северо-западе зафиксировано появление. До Москвы, я думаю, они не дойдут, но тенденция такая, что они более свободно разгуливают, поголовье несколько увеличилось – охота на них запрещена, охотников стало меньше, но, главное, кормовая база увеличилась из-за того, что сельхозугодия просто брошены. Это позволяет им увеличивать свое поголовье и занимать те территории, с которых их человек в свое время выгнал.
Кроме медведей могут появляться стаи бродячих собак, они тоже весной достаточно агрессивны. Сейчас у них период размножения, который может вызывать неадекватную реакцию. Могут появиться лисы, которые носителями бешенства бывают, поэтому с ними тоже желательно не контактировать. Они тоже, к сожалению, приходят к помойкам. Наиболее осторожными нужно быть в местах, которые прилегают к паркам. Бывают случаи, когда на помойках на людей даже вороны нападают, когда человек приходит выбросить мусор, а там десяток ворон, и они начинают на него кидаться.
- Сколько продлится передышка, которую природа получила из-за коронавируса? И насколько за это время может улучшиться экология?
Андрей Фролов: Уже в ближайшие неделю-две ситуация с экологической нагрузкой в Москве придет в норму. В первую очередь, это касается транспорта, потому что выбросы в атмосферу 83% в Москве определяются выбросами автотранспорта, в отдельные периоды даже 90% выбросов – это автотранспорт. Как только восстановится его трафик, атмосфера будет в том же состоянии, что и была. Москва-река и водные объекты – как только будет разрешено кататься на моторных лодках.
Сказать, что коронавирус способствовал улучшению природы, не получается. Скорее, можно сказать об обратном. У Ломоносова есть выражение: если в одном месте что-то прибыло, то в другом месте что-то убыло, и наоборот. При коронавирусе ограничили воздействие на природу – какие-то поездки, транспорт, строительство. Как только ограничения будут сняты, это все компенсируется. Объем перевозок, который будет после этого, он будет фактически больше, чем тот, который был бы, если бы коронавируса не было. Удар по природе будет после окончания.
Самое страшное, что коронавирус сделал для природы, это то, что сейчас будет экономический спад, те предприятия, которые до этого времени как-то ограничивали свое воздействие на природу, теперь заявят, что мы в этих условиях должны выжить, нам не до ограничений. Есть уже указ президента о приостановлении различных проверок до конца года и так далее. Фактически мы после коронавируса получим экологический беспредел: все, что до этого хоть как-то удавалось сдерживать, хотя Россия не в первых рядах по сдерживанию, будет просто отменено.
В ближайшие месяца 3-4 мы столкнемся с массовыми случаями выбросов, загрязнений, заливов различных рек ядохимикатами, потому что люди почувствуют бесконтрольность, будет моральное оправдание, что мы это делаем, потому что экономически тяжело после коронавируса. Экологии с точки зрения коронавируса будет намного хуже, чем было до него.
Подробнее в сюжете: Гости эфира