Многие трудовые мигранты остались в России после закрытия границ и объявления режима самоизоляции. Часть продолжает работать. Но есть и те, кто потерял источник дохода и хочет вернуться на родину. О том, как это можно сделать, и о тех, кто помогает в трудную минуту, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Этот пятачок в Нижнем Новгороде сейчас в шутку называют биржей труда. Здесь, неподалеку от рынка, собираются водители микроавтобусов. Безработные. Мало ли, подвернется хоть что-нибудь.
«Есть некоторые люди – в машине живут. Хозяйка выгнала из квартиры – где им жить-то? Вот в нашей машине они спят», – говорит водитель Анар Кулиев.
Анар из Азербайджана. До недавнего времени его кормила вот эта «маршрутка». На ней он возил людей в Баку. Теперь границы закрыты. Хотел устроиться в городское такси, но не вышло.
«Они говорят: «Ваша машина не подходит». Не знаем, что делать», – делится мужчина.
Сколько сейчас в России таких, как Анар, не может сказать никто. Из страны пытаются уехать тысячи тех, кто остался без работы. Но получается не у всех.
Оренбургская область, граница с Казахстаном. Люди начали съезжаться сюда еще в апреле. Со всей России. Надеялись попасть домой, в республики Центральной Азии. Но оказалось, многие попросту не знали, что погранпереход закрыт. И ехали наудачу.
«Вернули нас. А на какие мы средства можем вернуться в Уфу? У нас ни средств, ни жилья! Мы там квартиру сдали. У нас нет денег, чтобы оплатить квартиру», – говорит гражданин Узбекистана.
На нескольких пунктах пропуска скопилось не меньше 500 человек. Ночевали здесь же, в степи. Местные власти и волонтеры предоставили палатки. В конце концов судьбу этих людей удалось решить с помощью дипломатов.
«Подключилось Министерство иностранных дел Российской Федерации, и наконец-то мы были услышаны. Буквально днями самолет Киргизских авиалиний вывозил 164 гражданина Республики Кыргызстан на родину. А остальные граждане республики будут переходить границу через пункты пропуска в результате приоткрытия, скажем так, границы властями Казахстана», – сообщил вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин.
«Был организован штаб при посольстве, куда вошли представители диаспоральных организаций, миграции, представители МВД и другие активисты. Удалось отправить 5520 человек со всей России»,- говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Российской Федерации Аликбек Джекшенкулов.
«Спасибо всем, кто содействовал, спасибо Бузулукскому району, спасибо местному ОМОНу за защиту, за безопасность!» – благодарит общественный деятель Гульзат Мамытбек.
Московский аэропорт Внуково. На этой неделе отсюда на домой улетели несколько сотен узбекских граждан. Чартерные рейсы организовало посольство Узбекистана. Ожидающих вылета разместили в хостелах.
«Анализы все сдавали. Мы всю вот эту процедуру прошли. Повезло, сегодня домой улетаем», – делится один из трудовых мигрантов.
«Я очень благодарна нашему посольству, что они помогли мне купить билет, что они помогают нам, пожилым, старикам, инвалидам, беременным женщинам с детьми, чтобы они могли улететь на свою родину», – рассказывает трудовой мигрант из Узбекистана Фаина Усманова.
О том, как попасть домой, можно узнать и на официальных сайтах посольств и консульств. Во многих дипмиссиях республик СНГ открыты горячие линии. А власти Азербайджана даже запустили специальный сайт.
«Со стороны государства был создан портал. Портал называется в дословном переводе «Еду домой». Для того чтобы люди там в электронном варианте могли зарегистрироваться – и в порядке очереди, мы уже видим сколько там людей зарегистрировалось, – там есть графа для тех, кто хочет воздушным путем, у кого есть возможность наземным путем», – говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полад Бюльбюль Оглу.
«Через наши посольства, через интернет-сайты и аккаунты информируем граждан о состоянии решения вопроса по выезду. Чтобы люди понимали, что никто о них не забыл», – заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Тем, кто все же решил остаться, российское правительство пошло навстречу.
«Власти делают многое для того, чтобы продлить легализацию, чтобы люди не оказались в плохом положении именно потому, что они не могут выехать, въехать и не могут продлить свои документы», – рассказывает руководитель сети «Миграция и право» Светлана Ганнушкина.
В апреле президент Путин издал специальный указ. До 15 июня автоматически продлевается легальное пребывание мигрантов на территории России, приостанавливаются процедуры депортации, а также оплата трудового патента. Для многих это заметная экономия: например, в Москве патент на месяц стоит больше пяти тысяч рублей.
Еда и средства гигиены… Один такой пакет может спасти целую семью. У волонтеров благотворительных фондов работы сейчас не меньше, чем у врачей. Круглые сутки развозят гуманитарную помощь. Адресов – сотни.
«Я не мог остаться в стороне и, соответственно, присоединился к ним, вызвался оказывать добровольческую помощь. И сегодня, учитывая в какой ситуации находится страна, да и весь мир, сколько людей, которые сидят без работы и голодают, решили организовать, такой глобальный развоз продуктов», – делится волонтер Равшан Насибов.
В этом доме живут приезжие с Кубы. Идальмис и ее родственники вот уже больше месяца практически не выходят: боятся, что остановят и потребуют документы, которых у них нет.
«Нужен пропуск, а получить его сложно, потому что мы не граждане. Без пропуска мы не можем работать. Соответственно, денег у нас нет, и мы не можем заплатить за жилье. А представьте, что есть дети и пожилые, которым нужна медицинская помощь. И вернуться домой мы тоже не можем из-за этой пандемии», – рассказывает трудовой мигрант с Кубы Идальмис.
Здесь их – 28. Кто-то живет в России уже давно, кто-то прилетел в гости и застрял надолго. Эти люди были обречены на голод – если бы не помощь волонтеров из фонда «Дом доброты».
Аббас перебрался в Москву два года назад. Пытался устроиться на работу, но подвело здоровье: отказали почки. Сейчас ждет операции. Работы нет, есть не на что. В семье – трое детей.
«Спасибо всем, что участвуете в нашей семье. Пока я здесь нахожусь, ни месяца, ни дня без участия фонда не проходит у меня», – отмечает Аббас.
Волонтеры и правозащитники говорят: без помощи государства дальше будет тяжело. Они попросили о дополнительных мерах.
«Мы написали письмо Мишустину, где мы просим, чтобы социальные и юридические права соблюдались и для нашей категории, для наших подопечных. И в том числе чтобы ставили на учет по безработице, выплачивали пособия, чтобы детям была оказана помощь», – делится Светлана Ганнушкина.
600 коробок с едой отправляются в 7 хостелов и 50 с лишним квартир. В Федерации мигрантов России составили список тех, кому сейчас тяжелее всего. И его, вероятно, придется дополнять. Впрочем, и желающих помочь тоже все больше.
«Вот эта помощь в основном оказана на средства, собранные как от простых людей. На нашу карту регулярно присылают денежки:100 рублей, 50 рублей, кто-то больше – зависит от того, какие возможности у человека. И одна из диаспор тоже помогла», – говорит Глава Федерации мигрантов России Вадим Коженов.
В этом хостеле безработные – практически все. Некоторые не получали денег с середины января. По коробке на комнату – и еще неделю можно жить. Но даже такой помощи катастрофически мало, говорят в Федерации мигрантов. Поэтому каждую неделю развозить продуктов приходится все больше.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе