Похоже, страсти по коронавирусу в США отошли на второй план. Миннеаполис и еще десяток городов в огне. Корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев следит за лентой новостей.
Все это – буквально у стен Белого дома. Такой ночи в Вашингтоне не было давно. Полиция вместе с президентской охраной сдерживали натиск несколько часов. Без слезоточивого газа было не обойтись.
«Чудовищно! Просто чудовищно! Нужно немедленно реформировать полицию. Они потеряли все ориентиры!», – восклицает участница погромов.
Погромы, которые уже называют гражданской войной, не утихают ни днем, ни ночью. В огне все новые и новые города. Коронавирус и карантин стали лишь дополнительным поводом: в стране больше 100 тысяч смертей и 40 миллионов безработных.
«В Америке пошли уже предвыборные лозунги или предвыборные ролики, в которых так и написано: 100 тысяч смертей и один неверный, один преступный, можно сказать, президент», – отметил главный научный сотрудник института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Сам Дональд Трамп за «битвой при Белом доме» наблюдал из окон своего кабинета. После чего горячо благодарил охрану.
«Они – настоящие профессионалы! А вот там, в Миннеаполисе, им стоит быть жестче! Когда я увидел, как полицейские выбегают из участка, бросают его, это выглядело жалко. Там слишком много радикалов», – сказал президент.
Опустошают магазины, в том числе брендовой одежды и бытовой техники. Грабеж и мародерство – едва ли не единственный способ выжить, когда работы нет и не предвидится.
«Все эти маленькие магазинчики, хот-доги на улицах и так далее – это почти исключительно продает и обслуживает цветное население. И именно они стали первой жертвой карантина», – пояснил политолог Дмитрий Михеев.
Но некоторые работать и не хотят. Многие в Америке целыми поколениями живут на пособие. Прежде всего, конечно, цветные американцы.
«Я не могу дышать» – главный лозунг погромов. Это последние слова чернокожего Джорджа Флойда из Миннеаполиса. Закованный в наручники, под коленом полицейского он проведет восемь минут. Силовики все-таки вызовут «скорую помощь». Флойд умрет, не приходя в сознание. Так в понедельник закончился бытовой конфликт около магазина. Флойд якобы расплатился поддельной купюрой. Кассир вызвал полицию. На этих кадрах видно: задержанный не сопротивлялся. Но что было за кадром – загадка.
«Белая полиция боится черных. Она сама боится, она сама дрожит, понимаете? Когда этот двухметровый негр повел рукой. В других случаях они стреляют без всякого предупреждения» – сказал Дмитрий Михеев.
«Превышение полномочий и применение чрезмерной физической силы налицо на 100%. Попытка душить человека до того, как он потеряет сознание, чтобы потом его спокойно уже, как тушу, упаковать в полицейскую машину, – это не та методика, которую преподают в полицейских академиях», – комментирует Григорий Красовский, в 1989 – 1992 гг. сотрудник полиции США.
В белом полицейском, который задушил чернокожего, опознали Дерека Шовина. Шовиниста, каких поискать: за 19 лет службы в полиции трижды открывал огонь по людям. Нынешнее убийство – уже второе на счету.
«Расизм – это одна часть, история. Вторая часть – это уже просто садизм и менталитет, что население – твой враг», – отмечает Григорий Красовский.
Вместе с Шовином были трое коллег. В кадр попал Ту Тао – потомок иммигрантов из Азии, остальные – Томас Лэйн и Александр Куенг – в вирусном ролике не засветились. Всех четверых уволили в тот же день. Главного виновника – Шовина – арестовали только в пятницу.
У погибшего Флойда тоже были проблемы с законом: несколько арестов, пять лет в тюрьме за вооруженное ограбление. Недавно остался без работы. Видимо, поэтому и пошел на очередное преступление. Попытка расплатиться фальшивкой в Штатах – серьезное нарушение закона. По иронии судьбы, одно время Флойд был коллегой своего убийцы. Оба трудились в ночном клубе. Здание спалили дотла в первые дни погромов.
«Флойд стоял внутри – он был вышибалой. А Шовин в свободное от своих дежурств время был охранником снаружи», – рассказал житель Миннеаполиса Энди Тэйлор.
Те, кто бывал в этом заведении, предполагают, что однажды Шовин и Флойд повздорили. Вышибала – должность отнюдь не мирная, а порой и полукриминальная. И вот теперь Шовин отомстил. Как говорится, «было бы глупо не воспользоваться этой возможностью».
Но суть конфликта для мятежников уже не так важна. В убийстве они винят систему и лично президента Трампа. Цветное население, которое составляет костяк, по-хозяйски орудует в магазинах, банках и офисах.
«Америка заплатит за преступления против черных» – гласит надпись на витрине. Жертвой может стать любой: как полицейский, так и пожарный или врач.
Если не хватит слезоточивого газа и танков, на помощь Национальной гвардии готова прийти военная полиция. Причем – на легальных основаниях. В Штатах есть Закон о бунтах, принятый еще 200 с лишним лет назад.
«Трамп, может быть, действует сейчас в рамках традиционного для республиканцев подхода «закон и порядок». Власти должны навести «железной рукой» вот этот порядок и, самое главное, предотвратить акты мародерства», – отметил главный научный сотрудник института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Законом о бунтах последний раз воспользовались почти 30 лет назад. Весна 92-го, Лос-Анджелес. Тогда все тоже началось из-за конфликта белых полицейских с чернокожими нарушителями. После долгой погони задержали автомобиль, которым управлял Родни Кинг.
«После того, как его машину остановили, он сам уже остановился, его вытащили, зверски избивали дубинками – не один, а несколько полицейских. И потом был оправдательный приговор», – рассказал Григорий Красовский.
Погромы в Лос-Анджелесе и окрестностях не утихали неделю. Погибли 63 человека. Родни Кинг стал одним из символов борьбы с расизмом. Едва ли не таким же, как и его знаменитый однофамилец – Мартин Лютер Кинг.
«Я мечтаю, что однажды сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом». После этой речи у мемориала Линкольну в 63-м казалось, что расизм в США больше не имеет шансов. Но сегодняшние события доказывают обратное.
Несмотря на новые подкрепления силовиков и комендантский час в нескольких городах, погромам не видно конца. И если силовики не справляются, на помощь приходит супергерой. В лучших американских традициях.