В России разрабатывают первые образцы вакцины от коронавируса. Они могут быть доступны для врачей уже в августе, говорят в Минздраве, добровольцы для клинических исследований набраны. Немалую роль в тестировании препарата играют животные – в Институте цитологии и генетики в Новосибирске выводят особых мышей, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Возможно, потомки этой мыши станут родоначальниками особой популяции, которая поможет человечеству в борьбе с коронавирусом. Дело в том, что обычные лабораторные мыши оказались невосприимчивыми к болезни, охватившей весь мир, и тестировать вакцины на них невозможно. Поэтому здесь вживляют грызунам человеческие гены.
«Мышка растет внутри, в утробе матери. Поэтому надо вернуть эту одноклеточную мышку матери. Это такая хирургическая операция, под настоящим наркозом проводится. Они вынашивают эмбрионы 20 дней, и рождаются мыши», – объяснил заведующий лабораторией генетики развития Нариман Баттулин.
В новосибирском институте генетики выводили даже мышей, подверженных депрессии для лечения хандры у людей. Но здесь случай особый. Виварий, где разводят мышей, должен быть стерильным, чтоб исключить возможность заражения. Ведь теперь грызунам свойственны все болезни человека.
«Мы с животными не контактируем. Мы не можем их заразить – в этом важное конкурентное преимущество. Потому что можно сделать этих мышей, чихнуть на них и все – мышей нет», – говорит Нариман Баттулин.
Так как коронавирус, возможно, пришел от летучих мышей, можно было бы испытывать вакцину на них. Но эти существа не выживают в лабораторных условиях. Обезьяны тоже оказались неподходящими испытателями.
«Тот же коронавирус плохо заражает обезьян и не заражает мышей. Повезло людям, что есть модели мышей, созданные для других целей, на которых можно испытывать лекарства для лечения коронавируса», – рассказал директор Института цитологии и генетики Алексей Кочетов.
Подопытных животных к моменту создания вакцины должно быть не меньше тысячи. Поэтому ученые делают мышам полный цикл ЭКО. Если в обычной жизни самец становится отцом шести-семи мышат, то в лаборатории за месяц от него рождается уже сотня. Особей нужно много для разных типов вакцин.
«Так всегда делают: берут различные подходы и ведут параллельно. Какая-то из вакцин на определенном этапе начинает показывать лучший результат, и поэтому она двигается. Но две есть в запасе», – пояснил генеральный директор фармацевтической компании BIOCAD Дмитрий Морозов.
При этом вакцина сама по себе не борется с вирусом, а лишь стимулирует иммунитет. Например, с одной прививкой человек получит относительно безопасный вирус с генами COVID-19. В другом случае вакцина содержит только белок, с помощью которого вирус держится за клетку. Эти препараты, опробованные на мышах, в скором времени будут введены добровольцам. Но и это еще не гарантия массового применения.
«Даже те вакцины, которые сейчас разработаны в других странах, да и в России, которые вступают в клинические исследования, даже для них ожидаемая готовность – начало 2021 года», – отметил директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Казанского федерального университета Альберт Ризванов.
На этап клинических испытаний в мире вышло пока только 10 разновидностей вакцин. А в России их разрабатывается 47. И эффективность каждой зависит от того, насколько точно ген человека повторится в лабораторной мыши.
Подробнее в сюжете: Коронавирус