90 лет сегодня могло бы исполниться Илье Глазунову – педагогу и основателю Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Его кисти принадлежат портреты Индиры Ганди и Леонида Брежнева, Мирей Матье и Сергея Михалкова. Но творческая жизнь Глазунова никогда не была простой, сообщает корреспондент «МИР 24» Ирина Мокрецова.
Из-под его кисти выходили портреты Индиры Ганди, Фиделя Кастро, Мирей Матье. В 26 лет первая персональная выставка, и уже тысячи поклонников таланта в Москве, регионах и за пределами России. Илью Глазунова все знали как признанного мастера реализма. «Он безумно любил русскую классику, русскую поэзию. Он страшно был влюблен в Достоевского, Лескова. Он любил все русское, но он говорил: я люблю все, что было до залпа «Авроры». Убежденный монархист», – отметила дочь художника Вера Глазунова.
Иллюстрации к русской классике, библейские мотивы, городские и сельские пейзажи: Илья Глазунов не выдумывал сюжеты, их ему подсказывает реальность. Родители умерли в блокадном Ленинграде, а его самого в 1942 году вывезли по «Дороге жизни» в Новгородскую область. Войну изображал без прикрас. Его дипломную работу «Дорога войны», на которой советские солдаты отступают, запрещали показывать, а после и вовсе сожгли. «Он не писал никогда достижений, каких-то таких псевдодостижений трудящихся. Он всегда искал историческое обобщение, очень острое. Он учил, что картины – это исповедь, это всегда что-то откровенное. Ему было важно выразить свои идеи, он не мог жить без самореализации, выражения того, за что он боролся, что он любил», – рассказал ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Иван Глазунов.
В 1978 году километровая очередь выстроилась возле Манежа. Все стремились своими глазами увидеть не соцреализм, а русскую классику – картины «Девушка с Волги» и «Русская красавица». «Именно после его выставки, как я сейчас помню, девушки стали носить платки, завязанные на русский манер. То есть все обратили внимание на то, что история у нас была. И вот эти огромные очереди говорили о том, что он попал в одну из самых важных и на тот момент болезненных точек», – отметила консультант по формированию художественных коллекций Елена Куприна-Ляхович.
Одна из скандальных работ художника – «Мистерия XX века». Это картина-притча, картина-пророчество. Здесь Иосиф Сталин в кровавом гробу, а Владимир Ленин – в образе тирана. Рядом голая девушка как символ сексуальной революции, и Александр Солженицын – в тюремной робе. Картину не допустили до выставки, и Глазунов тайно вывез ее в Берлин. Туда его пригласили оформить оперу «Князь Игорь». Художник боялся, что в Союзе работу сожгут как неугодную властям. «Он не согласился переписать Солженицына на портрет Брежнева, как ему рекомендовало министерство культуры. И, к сожалению, эта картина покинула навсегда Россию, сейчас она находится в Германии. И поэтому в журнале итальянском ее назвали «Картина, которую никогда не увидят русские». В нашей галерее второй вариант, написанный художником в 1999 году», – сказала главный хранитель галереи Глазунова Полина Шабанова.
Илья Глазунов основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Обучил сотни художников. Сам себя мастер скромно именовал «маленьким барабанщиком великой России». И действительно барабанил. О величии страны и своей любви к ней, ее истории, природе и людям. И пусть не так, как все, зато искренне.