На юге России и в некоторых странах Центральной Азии нашествие саранчи. Специалисты говорят, что в этом году она появилась несколько раньше обычного. Как обезопасить посевы, телеканалу «МИР 24» рассказал энтомолог, кандидат биологических наук Юрий Гниненко.
- С чем связано то, что в этом году саранча появилась раньше?
Юрий Гниненко: Это связано с погодными условиями. Саранча, как и все насекомые, не теплокровная. Скорость ее развития зависит от температуры окружающей среды: ранняя весна, теплое лето – вот они быстрее и развиваются. На юге была достаточно большая теплообеспеченность, и саранча появилась несколько раньше. Это только усиливает проблему, потому что она раньше может нанести повреждения.
- Известно ли, как саранча планирует свое перемещение, как она движется?
Юрий Гниненко: Личинки, когда родятся и начнут питаться, ничего не планируют, они ищут, где посочнее корм, повлажнее почва, там будет удобно жить, поэтому они ползут туда, где находят пищу. Когда они повзрослели, встали на крыло, тогда они в поисках пищи поднимаются в воздух – уже способны к перелетам. Главное – направление ветров. Если ветер их несет куда-то, они туда и полетят. Были случаи, когда их в море уносило, к несчастью для них, к счастью для населения. Главное направление полета – перемещение воздушных масс.
В русских летописях написано, что были ветра, которые дули с юга и приносили саранчу на Москву, что для наших широт – экзотика, но последствия были печальными: съедали все, что росло.
- Каковы могут быть последствия нашествия саранчи? Все сельское хозяйство на территории уничтожается?
Юрий Гниненко: Фактически да. Недаром это «казнь египетская». Казнь не в том, что саранча напала на людей, пооткусывала пальцы, носы и уши, а потому что все, что человек выращивает своим трудом, не ему достанется, а прожорливой саранче. Последствия – это голод. Так всегда было в истории: саранча – это голод, проблемы для населения, решить их не всегда возможно. Ладно бы она съела поле у одного-двух крестьян, она ведь огромной тучей летает, съедает районами. Если сядет хорошая туча саранчи, будет съедена такая площадь, что наступит голод. В этом суть «египетской казни».
- Как с ней бороться? Какие наиболее распространенные способы?
Юрий Гниненко: Когда нам показывают телевизионную картинку, мы видим, как бедное население бегает с палками по своим участкам, отгоняет саранчу. Это, конечно, не метод, но людей тоже можно понять: что же делать, когда на твоих глазах все съедают?
Эффективный метод – применение пестицидов, обработка мест, где происходит выклад личинок, где они выходят из яйцекладок. Если мы своевременно применим пестициды, не случится туч, не будет голода. Пестицидов очень много, их можно применять авиационным, наземным способом. Самая большая проблема – мониторинг и прогноз, где саранча размножается, где провести обработку и когда. Когда туча саранчи поднялась и летит, только в фантастических фильмах можно увидеть, как какой-то самолет или вертолет ее уничтожает чем-то. Это невозможно. Было бы очень красиво, если бы мы научились поднявшуюся тучу каким-то образом облучить волнами, и она бы полетела в ближайшее море и утопилась, но пока такого нет. Остается надеяться только на своевременное и грамотное применение пестицидов.
- Как можно спрогнозировать, где появится саранча?
Юрий Гниненко: Энтомологи знают, где она живет. Есть система мероприятий, когда проводят замеры числа кубышек в почве (самки в почву откладывают яйца). На основании этого учета прогнозируют, сколько будет саранчи. Это делается в местах, предпочитаемых саранчой для размножения. В энтомологии много таких приемов, это знают специалисты. Другое дело – кто это будет делать.
В советское время даже были противосаранчовые экспедиции, которые отслеживали это, боролись. Сейчас – защитники растений, которые занимаются этим профессионально. Проблема в том, что саранча не размножается на сельскохозяйственном поле, она размножается на пустырях, рядом с лесами, на опушках. Такие места надо находить, подсчитывать. Можно работать в этом направлении продуктивно и точно.
- Есть ли польза от саранчи?
Юрий Гниненко: Для человека польза – только для любителей акрид в меду. Все святые питались только акридами в меду. Если мы перейдем на это питание, святость наша возрастет – это плюс. В некоторых странах жареную саранчу можно купить, как семечки – вполне съедобная вещь, почти чистый белок, правда, там крылышки, хитин, но зато приятно хрустит на зубах. Питаться ею можно, никаких проблем здесь не возникает. Единственное – это привычка. Если человек не может этого сделать, значит, питаться ею он не будет. А если для него это приемлемо, вполне можно. Я даже допускаю конфетки «засахаренная саранча» – вполне может такое быть.
Подробнее в сюжете: Гости эфира