Среди поправок к Конституции, по которым россияне проголосуют 1 июля, есть и статьи, направленные на социальную политику в отношении детей. Вместе с экспертами разбираемся, как поправки коснутся детей и института семьи, какую роль будет играть материнский капитал и к чему на практике приведет появление новых норм.
Первая поправка, направленная на социальную политику в отношении детей, звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Все это будет прописано в статье 67.1 Конституции РФ. Что это значит?
«Дети провозглашаются важнейшим приоритетом государственной политики России. Также подчеркивается, что государство в случае, если ребенок остается без попечения родителей, берет на себя их обязанности. Это очень важный момент. Из этой формулировки следует и повышение контроля за ситуацией в детских домах, интернатах, приемных семьях. Государство берет на себя и обязанность по обеспечению достойных условий воспитания детей в семьях», – поясняет адвокат, председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим.
По словам политолога, руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова, вокруг формулировки этой поправки было немало споров. В первоначальной редакции дети были объявлены достоянием Российской Федерации. Однако более 100 родительских организаций по стране подписали обращение к президенту против такой формулировки. По их мнению, в этом случае дети являются собственностью государства, а родители лишь оказывают государству услуги по воспитанию детей, что открывает зеленый коридор для ювенальной юстиции.
«Конечно, с юридической точки зрения это довольно вольная трактовка нормы, однако, учитывая общественный резонанс, ее справедливо решили скорректировать. В дальнейшем также рассматривалась формулировка, что дети – важнейшая ценность государства, но и от нее в итоге отказались, чтобы не ставить детей в центр семьи в ущерб родителям – опять же, на этом основана система ювенальной юстиции. Все же высшая ценность для государства – это семья как ячейка общества, а не ребенок как отдельная единица. В итоге согласились с вариантом, предложенным Павлом Крашенинниковым: дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Это грамотная формулировка, которая, с одной стороны, подчеркивает важность детей для государственной политики, а с другой – не предполагает стороннее вмешательство в семейную жизнь», – отмечает Олег Иванов.
Также в этом пункте говорится, что «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Как считает Олег Иванов, это важная норма, своего рода замена идеологическому вакууму, образовавшемуся в Конституции (и в стране в целом) после распада СССР. Эти пустоты успели заполнить идеологемы, противоречащие нашим историческим, культурным и иным традициям.
«Поэтому считаю очень важным, что мы прописываем в Конституции курс на такие вечные и непреходящие ценности, как воспитание в детях патриотизма и уважения к старшим. Пункт четвертый также содержит положение о том, что государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Эту норму пытались закрепить и ранее, как в Семейном кодексе, так и в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве в Российской Федерации», но безуспешно, в том числе и в связи с отсутствием соответствующей формулировки в Конституции», – комментирует Олег Иванов.
Здесь же установлено важное положение, о котором говорилось ранее – что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Как считает старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса университета «Синергия» Александр Алексеев, такое положение следует трактовать более обширно и понимать под детьми, оставшимися без попечения, не только детей, родители которых лишены родительских прав, но и сирот. Это положение потребует серьезного изменения действующего законодательства, которое регулирует устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
«В настоящее время приоритетом устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются семейные формы воспитания. Однако конституционное закрепление роли государства как родителя по отношению к таким детям может серьезно повлиять на сложившийся механизм семейного устройства. При этом в настоящее время нет института государства, который был бы способен выполнять роль родителя в отношении детей, оставшихся без попечения. Органы опеки и попечительства не в состоянии исполнять роль родителей по отношению к таким детям. Очевидно, что с принятием такой поправки этот институт придется создавать», – добавляет Александр Алексеев.
В Конституцию вносятся и другие поправки, в том числе статья 72. В ней прописывается защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также института брака как союза мужчины и женщины. Кроме того, предполагается создание условий для достойного воспитания детей в семье и осуществления совершеннолетними детьми обязанностей по заботе о родителях.
Как объясняет Олег Иванов, здесь мы видим отрицание самого понятия так называемой «однополой семьи», и, соответственно, конституционную защиту детей от воспитания в условиях такого сожительства.
По мнению Ольги Сулим, такие решения российских властей позволят помочь большинству среднестатистических семей с детьми, которые испытывают определенную нехватку денежных средств. Также они защитят интересы самих детей, создадут условия для их полноценного развития. Например, использование материнского капитала при приобретении недвижимости возможно лишь при включении детей в число собственников жилья, что автоматически исключает ситуации с лишением их права пользоваться жилым помещением даже по достижении 18-летнего возраста. Кроме того, данные меры по поддержке материнства, отцовства и детства в перспективе приведут к повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в стране, поскольку у молодых семей создается уверенность в поддержке со стороны государства, они понимают, что могут рассчитывать на помощь, в том числе как в сложных ситуациях, так и в обычной жизни. Например, материнский капитал облегчает приобретение жилья, а пособия частично компенсируют расходы на повседневное содержание ребенка.
По словам юриста, генерального директора компании Nika, risk plan Юлии Хачатурян, нормы первой из вышеназванных статей новой Конституции РФ (67.1) носят декларативный характер. Что это значит? Такими нормами определяются цели и задачи правового регулирования, но для того, чтобы эти нормы заработали, необходим механизм их реализации, то есть чтобы принимались конкретные законы, направленные на защиту прав детей. Однако насколько активно будет идти процесс законотворчества в данном направлении, предсказать невозможно.
Ирина Дережова – российский общественный деятель и педагог, принимавшая участие во вносимых поправках, подытоживает все сказанное ранее:
«Проблемой этих поправок я занималась очень активно – был организован Межрегиональный форум общественных организаций и объединений по поправкам в Конституцию РФ. Позже резолюция была представлена в Госдуму, Совет Федерации и рабочую группу по поправкам. Основой здесь является статья 67, где подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Этого не было в прежней Конституции. Также важнейшее дополнение – «государство обеспечивает приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей для детей, оставшихся без попечения. Дополняется и статья 75 – «в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны». Мы понимаем, что только на этой основе можно рассчитывать на социальные улучшения для семей. Эти аспекты касаются каждого из нас и оказывают самое непосредственное влияние на семьи и более свободную возможность воспитывать детей качественно и всесторонне», – объясняет Ирина Дережова.
По словам Ирины Дережовой, более подробное содержание законов Конституции раскрывается уже в Федеральном законе. Сейчас Владимиром Путиным инициирован такой документ, он находится на рассмотрении в Госдуме. Это закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Как считает Ольга Сулим, названные поправки к Конституции РФ позволяют государству проводить более активную политику по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства. В данное время уже предпринят ряд мер, направленных на совершенствование социальной политики в отношении детей. К ним можно отнести: выплату материнского капитала за первого ребенка, родившегося позже 1 января 2020 года; увеличение материнского капитала для семей, родивших двоих детей после 1 января 2020 года; предоставление возможности погашения ипотеки для семьи, родившей третьего ребенка; выплата пособий за одного ребенка семьям с невысоким уровнем доходов. Отдельно следует отметить предоставление бесплатного горячего питания всем учащимся младших классов средних школ. Данный закон должен начать реализовываться на практике уже с 1 сентября 2020 года.