18:33 06/07/2020

Он любил затянутые сцены из-за внимания к музыке: как Эннио Морриконе работал с голливудскими режиссерами

Zuma\TASS

Сегодня стало известно о смерти выдающегося итальянского композитора Эннио Морриконе. Он скончался в Риме на 92-ом году жизни от осложнений после недавнего перелома бедра. Композитор пребывал в ясном рассудке, перед смертью он успел попрощаться с женой Марией и поблагодарить ее за детей и внуков, а также сопровождение в личной и профессиональной жизни. На конец этого года и начало следующего у композитора были запланированы выступления в разных странах.

Морриконе известен на весь мир благодаря музыкальным композициям, которые он писал преимущественно для кино и телевидения. Композитор родился 10 ноября 1928 года в Риме. Его родителями были профессиональный джазовый трубач Марио Морриконе и домохозяйка Либера Ридольфи. юКогда Эннио было 12, он поступил в консерваторию Святой Чечилии, там он одновременно учился играть на трубе, инструментировать и писать музыкальные произведения. Первые деньги будущий композитор заработал в 16 лет: когда мальчик уже достаточно хорошо освоил игру на трубе, он исполнял композиции в ночных клубах и отелях Рима.

Через некоторое время Морриконе стал писать собственные композиции, однако до 50-ых годов славу они ему не приносили. Более 10 лет Эннио аранжировал песни популярных композиторов для радио, а также занимался обработкой музыки для концертов. Тогда фамилия Морриконе нигде не звучала – он скрывался за творческими псевдонимами Дэн Савио и Лео Николс. Рассказывают, что Эннио даже подрабатывал так называемым «музыкальным негром»: писал музыку для композиторов, которые выдавали эти произведения за свои. Таким образом, к началу 60-ых годов на счету итальянца уже были десятки написанных композиций для отечественных фильмов – так как автор зачастую скрывал свое имя, посчитать их точное количество не удастся.


ФОТО : imago/United Archives/ТАСС

Первая большая работа в кино, а вместе с ней и слава, пришли к Морриконе, когда тому было уже 33 года. Его бывший одноклассник Серджо Леоне задумал снять фильм в стиле вестерн и позвал бывшего товарища написать несколько мотивов. Фильм этот получил название «За пригоршню долларов». Он вышел на экраны в 1964 году, а секрет его саундтрека долго никто не мог разгадать: кто-то слышал во вступительных нотах звук приближающего поезда, кто-то трубу и даже индейский клич, но сам автор позднее признался, что это был вой койота. Альбом со звуковой дорожкой «The Good, the Bad and the Ugly» («Хороший, плохой, злой») более года держался в американских чартах. С тех пор Морриконе более не скрывался под псевдонимами.

Режиссер и композитор продолжили совместную работу над «долларовой темой»: их творческий союз закрепился во время создания фильмов «На несколько долларов больше» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966), «Однажды на Западе» (1968), «Однажды в Америке». Бывшие одноклассники настолько хорошо сработались, что продолжали совместный творческий путь до самой смерти Леоне в 1989 году, а их тандем стал одним из самых популярных в кинематографе.

Конечно, Морриконе работал и с другими режиссерами (за время своей карьеры он сотрудничал с крупнейшими кинорежиссёрами Италии – Бернардо Бертолуччи, Пьером Паоло Пазолини, Дарио Ардженто и их голливудскими коллегами), но только о Серджо Леоне он отзывался с особой симпатией. Эннио выделял своего товарища среди других режиссеров за особое внимание к музыке: в своих кинофильмах Леоне отдавал главенствующее значение композициям. Сначала создавался музыкальный фон, а только потом снимались эпизоды. Композитор считал отличной идеей сочинять музыку до начала съемок – ведь она вдохновляла всех его создателей. И это работало! По мнению критиков, кинокартины, созданные этим творческим дуэтом, отличались особой атмосферностью и насыщенностью. Более того, Морриконе нравилась манера Леоне снимать слишком долгие фильмы: некоторые сцены были намеренно затянуты, чтобы дать зрителям возможность насладиться музыкой.


ФОТО: ИТАР-ТАСС/ Антон Тушин

Рассказывают, что перед работой над саундтреками к фильмам Морриконе долго беседовал с режиссерами. Обсуждал с ними замысел будущей картины, воображал образы и надолго погружался в атмосферу произведений. Затем композитор удалялся писать музыку, не дожидаясь прихода вдохновения. По его словам, каждый раз он пытался передать звуками те смыслы и образы, которые невозможно донести до кинозрителя с помощью картинки.

Прославившегося на всю Европу композитора Эннио Морриконе пригласили работать над голливудскими фильмами. В Америке Морриконе работал с Романом Полански, Оливером Стоуном, Брайаном Де Пальма, Майком Николсом, Джоном Карпентером и многими другими. Он стал 9-кратным лауреатом национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло» за лучшую музыку к фильму, трехкратным лауреатом премии «Золотой глобус», 6-кратным лауреатом премии BAFTA, а в 2007-ом году получил свой первый «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.

Морриконе был очень принципиален. Несмотря на столь активное сотрудничество со многими голливудскими режиссерами, итальянец долгое время отказывался работать с Квентином Тарантино. Дело в том, что Морриконе считал, что Тарантино всегда слишком торопился при создании музыкального фона к фильмам. Мол, режиссер использует музыку необдуманно и дает мало времени на написание композиций. Поэтому в лентах «Джанго освобожденный» и «Бесславные ублюдки» звучала музыка, которую Эннио писал сильно раньше. Однако творцам все-таки удалось найти компромисс и Морриконе приступил к написанию музыки для фильма Тарантино «Омерзительная восьмерка» – эта работа в 2016 году принесла композитору второй «Оскар».

Творчество Морриконе полюбилась не только киноманам, но и современным рокерам. Мотивы из композиции «The Good, the Bad and the Ugly» используют, например, британцы из группы Gorillaz. Любопытно, что зрители могут не вспомнить или даже никогда не смотреть фильмы, музыку к которым писал Эннио, но вот саундтреки к ним безошибочно узнает каждый.