10:40 08/07/2020

«Я физически не мог пользоваться именем отца»: упорство и талант Константина Райкина

Фото: Фадеичев Сергей © ТАСС

Советский и российский актер, режиссер, педагог, руководитель московского театра «Сатирикон» и сын Аркадия Райкина – Константин Райкин, казалось бы, не мог иметь другую судьбу. Однако с самого детства он хотел доказать, что является самостоятельной, отдельной личностью. Из-за громкой фамилии своего отца он даже хотел выбрать другую профессию, однако тяга к искусству оказалась сильнее. «МИР 24» рассказывает о жизни знаменитого актера, которому 8 июля исполняется 70 лет.

«Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!»: детство

Константин Райкин появился на свет в Ленинграде в семье знаменитого актера-сатирика Аркадия Райкина и актрисы Руфи Иоффе. Родители часто были в разъездах, поэтому за ним и его сестрой Катей присматривала няня – по происхождению татарка. Ее Константин до сих пор вспоминает как заботливого и доброго, но довольно невежественного человека. Но, как ни странно, именно это качество впоследствии оказало на актера воздействие и помогло сыграть Каюма в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» – он просто скопировал манеру речи няни.

«Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я сгорю от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной этой мысли», – вспоминает Константин Аркадьевич в своих интервью.

Действительно, мальчик и в будущем не любил быть «сыном своего отца» и хотел, чтобы его воспринимали как отдельную личность. Костя Райкин обучался в физико-математической школе при Ленинградском государственном университете, серьезно занимался спортом, очень любил животных. После окончания школы он подумывал над поступлением на биофак. Но артистичная натура и любовь к театру все-таки взяли свое – юноша уехал в Москву и отнес документы в Щукинское училище.

При поступлении он решил показать все свои таланты разом: пел, импровизировал, танцевал. Приемная комиссия была шокирована и сразу же допустила его к третьему туру, а потом и зачислила в мастерскую Катина-Ярцева.

Конечно, изначально было не избежать слухов о его поступлении благодаря знаменитому отцу. Однако родители на тот момент были на гастролях в Чехословакии и даже не догадывались о планах сына. Во время учебы мнение о Константине изменилось – он был трудолюбивым и талантливым студентом и организатором.

«Серьезному театру надо ставить и современные вещи»: театр

Учебу Райкин закончил в 1971 году и сразу же получил от Галины Волчек приглашение на работу в театр «Современник». Именно здесь он сыграл свои первые и знаменитые роли: «Балалайкин и Ко», «Двенадцатая ночь», «Валентин и Валентина». «И пойду... и пойду...» и другие.


Фото: ТАСС / Прокофьев Вячеслав

В «Современнике» Константин проработал десять лет, пока собственный отец, Аркадий Райкин, не пригласил его в Ленинградский театр эстрадных миниатюр, которым он и руководил. Через год театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 года – Московским театром «Сатирикон». Вместе с отцом Константин Райкин исполнил роли в театральных постановках «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». А в 1985 году Райкину-младшему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

Спустя два года после появления «Сатирикона» Аркадий Райкин умер, и руководства театром перешло к Константину.

«Серьезному театру надо ставить и современные вещи, написанные по поводу ситуации, возникающей вот прямо у нас на глазах. И если это талантливая пьеса, то она обязательно отразит какие‑то общие вещи. А классическое произведение надо обязательно ставить так, чтобы зритель, пришедший сегодня, понял, что это про него и про сегодняшнюю жизнь. Потому что это не музей, а театр. Да и настоящий музей – современный, хорошо сделанный музей – даже самую старинную вещь преподнесет так, чтобы современному человеку было интересно. И театр, и вообще искусство настоящего времени – это искусство, которое обязательно должно каким‑то образом отражать современную жизнь. Моя система выбора очень простая и банальная», – рассказывает Константин Райкин в своих интервью.

При Райкине-младшем «Сатирикон» стал совершенно другим театром – он приглашал в театр ярких режиссеров, сам много играл в постановках, был режиссером. Константин был награжден тремя национальными театральными премиями Союза театральных деятелей РФ «Золотая маска»: за роль в спектакле «Превращение», в моноспектакле «Контрабас» и в «Короле Лире».

«Чтобы гусара играл этот страшила? Никогда!»: фильмография

Съемки в кино у Константина Райкина начались еще во время учебы в училище. Дебютом была роль в комедии «Завтра, третьего апреля…», там актер сыграл шутника-старшеклассника. Позже он появился в детском телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и в фильме «Командир счастливой «Щуки».

Однако его главная роль была сыграна в комедийном мюзикле Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо». После чего на Райкина буквально посыпались предложения сниматься в ролях, подобных Труффальдино. Но он ждал чего-то серьезного. В конце 70-х сценарист Сергей Ермолинский специально для Константина Райкина написал сценарий, где он должен был сыграть Дениса Давыдова. Но, к сожалению, высшее руководство запретило снимать Райкина в этой роли: «Чтобы гусара играл этот страшила? Никогда!».

В следующем фильме актер снялся только через 11 лет: в «Острове погибших кораблей» он сыграл Шолом-Трепача. В его фильмографии также есть участие в таких кинолентах, как «Комедия о Лисистрате», «Тень, или Может быть, все обойдется», «Русский регтайм».


Фото: ТАСС / Прокофьев Вячеслав

В 2002 году Константин Райкин сыграл роль знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро», а с 2006 года начал снимать документальные фильмы, среди которых были ленты о Корнее Чуковском, Олеге Табакове, Василии Чапаеве.

«И пуповину сам перерезал обыкновенными ножницами»: личная жизнь

В первый раз Константин Райкин женился на студентке Елене Курициной. Свадьба не была пышной, а после росписи супруги поселились в квартире родителей Константина. Пара была вместе только четыре года, после чего брак распался: легко и без скандала. Сам Райкин говорил, что у него даже не осталось ни одной общей фотографии.

Второй супругой стала давняя знакомая Алагез Салахова – дочь знаменитого художника. С ней Константин познакомился еще будучи подростком, в Прибалтике. Когда будущие супруги вновь встретились, то оказались уже несвободными, а у Салаховой рос сын. Однако пару это не остановило, и они расписались. Однако и этот продержался недолго.

«Со второй супругой рвал очень больно, притом что внешне обошлось без ссор и скандалов. Я предупредил, что могу уйти, ничего не изменилось, и тогда я ушел. И больше никогда не возвращался, хотя очень любил жену. По-моему, самая нетерпимая ситуация – это когда меня не надо, а я есть. Лучше я на ровном месте заподозрю неладное и раньше времени уйду. Насильно заставлять быть со мной я никогда не стану. У меня врожденное чувство такта, чем горжусь», – говорит Константин Райкин в своих интервью.

Третьей его супругой стала актриса его же театра Елена Бутенко. С ней артист живет до сих пор. В 1988 году у пары родилась дочь Полина, которая также пошла по стопам родителей и сейчас играет в Театре имени К.С. Станиславского. Удивительно, но роды жены принимал сам супруг.

«Я притащил домой бассейн из органического стекла. Поставил его посередине комнаты. Налил в него тонну воды из крана, никакой не дистиллированной, и в море рожают. Все основное сделали, конечно, наши друзья-акушеры. Я прибежал со спектакля только ко второй половине происходящего. Но включился сразу активно. Успокаивал ее, подбадривал. И пуповину сам перерезал обыкновенными ножницами, которые мне продезинфицировали», – делится воспоминаниями Константин Райкин в своих интервью.

«Театр – это моя жизнь»: сегодняшнее время

Константин Райкин активно занимается преподавательской деятельностью: с 2001 года актер руководит курсом в Школе-студии МХАТ, а в 2012 была создана «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина». В школе открыто три основных факультета высшего образования, среди которых актерский, менеджмент и технология художественного оформления спектакля.

В феврале 2017 года Константин Райкин во время моноспектакля «Над балаганом небо…» резко отозвался о действиях властей в отношении культуры и цензуры. По мнению артиста, российское общество начинает любить поэтов только после их смерти.

«Театр – это моя жизнь. У меня ничего другого нет. Я не мечтатель, а делатель. И если я что-то хочу и люблю, то делаю это. Надо хотеть делать что-то реальное. Везет тому, кто этого заслуживает. Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу. Надо рыпаться, рыть землю», – отмечает Константин Райкин в своих интервью.