Еще одна коварная болезнь, о которой сейчас так много говорят – бубонная чума. Впрочем, специалисты уверяют, что эта зараза странам Содружества не страшна. И все благодаря советской системе санитарно-эпидемиологической службы. Ее еще называют «системой Семашко». Именно она помогла Советскому Союзу справиться не только с бубонной чумой, но и другими страшными эпидемиями, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.
Минздрав Монголии предупреждает снова и снова. Но жители не слушают: в местных степях сурок тарбаган считается деликатесом. Полусырой шашлык или даже бульон. Цена блюда – человеческая жизнь, если мясо заражено, или укусит чумная блоха, что прячется в шерсти. Недавно в республике бубонную чуму подхватили сразу три «гурмана». Один из них – 15-летний подросток – умер.
«У него обнаружили возбудителя бубонной чуме. Его организм отреагировал очень серьезно, что и привело к смерти», – рассказал пресс-секретарь Министерства здравоохранения Монголии Нарангерел Дорж.
История болезни тысячелетняя. Цепь эпидемий началась в 6 веке при византийском императоре Юстиниане Первом, длилась 200 лет и унесла 100 миллионов жизней. Пандемия 14 века всего за семь лет убила 60 миллионов, в том числе, половину населения Европы. Воспаленные лимфоузлы бубоны, потом сепсис, некроз тканей и кашель с кровью: самая тяжелая и заразная форма – легочная.
Возбудителя чумы – бубонную палочку – нашли только в 19 веке. Способ лечения – антибиотики. Главное вовремя поставить диагноз. История 21 века: житель американского Портленда Пол Гейлорд приютил бездомного кота и заразился чумой. Жизнь ему все-таки спасли, а вот пальцы на руках и ногах пришлось ампутировать.
Основа для документального фильма «Девять дней и вся жизнь» – дневник советского врача Любови Соболевой, которая в 43-м боролась с эпидемией в Монголии. Она нашла зараженного пятилетнего мальчика и осталась с ним в юрте на девятидневный карантин. Заболела сама, но все закончилось благополучно. А вот другая развязка – трагическая. Уже в Москве Соболева осмотрела своего коллегу Абрама Берлина. Результат научного эксперимента – тысячи спасенных жизней. За счет собственной.
К этому времени в Союзе была создана полноценная система борьбы с чумой и другими опасными инфекциями. Ее связывают с Николаем Семашко – профессором МГУ и первым наркомом здравоохранения РСФСР. Три кита системы Семашко: изоляция больных, тестирование, коечный фонд с запасом. Проверено на практике.
В 1959 году в Москве умер известный плакатист Алексей Кокорекин. Диагноз – черная, она же натуральная, оспа. Заразился в Индии, на церемонии сожжения брахмана – представителя высшей касты.
«О диагнозе папы мы узнали через две недели после его смерти. Ясных проявлений оспы у него не было, а через две недели заболел врач Боткинской, который посещал его, и у него выступили характерные пятна оспинные», – рассказала дочь художника А. Кокорекина Валерия Кокорекина.
Летальность оспы – до 40%. Заболевание поражает все внутренние органы. Сыпь на коже и слизистой оставляет глубокие рубцы, может лишить зрения. В Москве – вспышка, 46 инфицированных. В том числе художник Рубен Сурьянинов, который вместе с товарищем нес гроб Кокорекина.
«Болезнь была непонятная и страшная, и ритуальщики отказались нести гроб к печам. Мы заболели оба и лежали то ли неделю, то ли две – все было как в тумане, высокая температура», – рассказал художник.
Система среагировала мгновенно. Всех, кто контактировал с художником, изолировали. Успели даже иностранца вернуть – его рейс развернули над Парижем. Этот эпизод входит в фильм «В город пришла беда», основанный на реальных событиях.
«Благодаря стремительно проведенной вакцинации всего населения в течение двух недель было привито около 10 миллионов человек. Вспышку удалось ликвидировать», – рассказал главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко Сергей Затравкин.
Погибших – трое. Среди тех, кто сражался с болезнью – и аспирант Анатолий Альштейн, будущий вирусолог с мировым именем.
«Поскольку люди у нас большей частью привитые, это болели люди, которые уже получали когда-то эту прививку. Поэтому она протекала чаще в форме средней такой болезни», – поделился доктор медицинских наук, вирусолог Анатолий Альштейн.
Полученный опыт советские медики предложили всему миру. Результат превзошел ожидания.
«Натуральная оспа – инфекция, которая полностью ликвидирована. Вплоть до полного искоренения возбудителя», – рассказал доктор медицинских наук, вирусолог Анатолий Альштейн.
Другая особо опасная болезнь – холера – капитулировать не собирается. Каждый год в мире – до трех миллионов инфицированных. Умереть от нее можно за несколько часов. У заболевшего кровь стынет в жилах в прямом смысле слова. Кожа напоминает моченое яблоко.
«Основная проблема заболевшего, в том числе ведущая к летальному исходу – это стремительная потеря жидкости и микроэлементов. То есть за сутки заболевший холерой может потерять до 20 литров жидкости», – рассказал ведущий научный сотрудник центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
В СССР последняя вспышка – в 70-м. На карантин отправили 180 тысяч человек. Итог – менее полутора тысяч заболевших и создание новых полиионных растворов, восполняющих жизненные силы пациентов. Автор – тогда еще совсем молодой ученый Виктор Малеев.
«В Африке я видел страшные вещи – когда ты больного поворачиваешь, кожа остается на прежнем месте. Растягивается», – рассказал советник директора Центрального НИИ эпидемиологии академик РАН Виктор Малеев.
Страны уже нет, а система, что когда-то строил профессор Семашко, остается. Талдыкорганская противочумная станция в Казахстане – советский опыт и современные технологии. Вот и в России два десятка таких станций и пять институтов. Один из старейших – «Микроб» в Саратове. Наследники доктора Берлина внимательно следят за тем, что происходит в стране и за ее пределами. На заболевания чумой в Монголии уже отреагировали.
«Все население на территории Корш-Огальского района провакцинировано в этом году, привито более 18 тысяч человек, и более 3,5 тысяч привито на территории Тувы», – рассказал заведующий лабораторией института «Микроб» Роспотребнадзора, доктор биологических наук Николай Попов.
Отработала схема и четыре года назад на Ямале. Вспышка сибирской язвы, чья летальность достигает 95%, передается через мясо и кровь животных. Две с половиной тысячи зараженных оленей, территория – Германия и Франция вместе взятые. Но эпидемия быстро остановлена, очаг заражения ликвидирован.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе