В институте картофелеводства в Беларуси создали 6 новых сортов картофеля. Один – специально для чипсов, он после жарки не темнеет, всегда остается золотистым. Для гурманов вырастили картошку, которая на срезе фиолетового цвета. Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Аграрно-технологического института РУДН Валентин Введенский рассказал телеканалу «МИР 24», безопасны ли для здоровья гибриды овощей и ГМО-сорта.
- Скрещиванием и отбором человечество занимается давно, но сейчас ученые творят чудеса. Насколько сложна эта работа?
Валентин Введенский: Это новые технологии, связанные с генотипом, составом генов, их активностью. Это открывает огромные возможности. Если раньше традиционным селекционным путем шли поколения – человек посвящал себя этому процессу полностью, только к середине или к концу жизни у него появлялись сорта, новые формы.
Получение новых сортов, форм новых культурных растений значительно быстрее получается сейчас. Связано это с новыми технологиями, которые называются генномодификацией – генномодифицированные растения. Термин себя дискредитировал, сейчас применяют другое определение – редактирование генов. Разница есть, но она не принципиальна.
- Когда видишь такую продукцию, задаешь вопрос, насколько она безопасна? Кто может гарантировать, что после поедания фиолетовой картошки не разовьется аллергия?
Валентин Введенский: Чтобы вводить новые сорта, проходят испытания. Не только на поле, но и для безопасности. Сорт проходит некоторую сертификацию, получает документ, что он безопасен не только в поле – получается урожайным, качественным, с высоким содержанием питательных веществ, но и безопасен с точки зрения генетики.
Генномодифицированные растения были изначально созданы, чтобы улучшить и упростить борьбу с вредителями и сорняками. Это технологический прием, который улучшал устойчивость растений к пестицидам. Соответственно, на этих полях применяли огромные дозы пестицидов. Именно это сыграло отрицательную роль, потому что остаточная концентрация веществ была очень велика. Это сказывалось на безопасности этой продукции. Сейчас мы подошли к рубежу, когда понимание этого есть, экологи и «зеленые» не дремлют, производители поняли, что делать просто много – не всегда хорошо, есть второй параметр – качество. Чтобы это было полезно, технологично, и потребитель не отказывался от этого. Очень сильно напугали фильмы, информация в СМИ, которая распространялась по поводу ГМО. Сейчас это жупел – страшилка.
- Сейчас появилось много людей с аллергией. Например, аллергия на глютен – это отдаленные последствия появления новых сортов пшеницы?
Валентин Введенский: История с глютеном немножко коммерческая. Аллергия к глютену была изначально всегда, но не у всех людей. Просто сейчас, наверное, это связано с тем, что мы, как культурные растения, живем все в более очищенном мире. Люди, которые живут в городе, попадая за город, под открытое солнце, начинают испытывать аллергию к солнцу. Попадая в мороз, они начинают испытывать аллергию на мороз, на низкие температуры. То же самое с питанием: очищенная пища, с одной стороны, хороша, с другой, она изнеживает пищеварительный тракт и, наверное, есть развитие пищевых аллергий.
Конечно, новые технологии включают много синтетики. Глютен – природный белок, который находится в зерне пшеницы, в основном, и в некотором количестве в других зерновых культурах. У многих развиваются аллергические реакции на мясные продукты, на овощи. Аллергия сейчас очень широко распространена, в том числе на глютен. Я считаю это следствием нашего цивилизационного пути – все более очищенной пищи, питания с добавлением неприродного происхождения веществ – красителей, усилителей вкуса, подсластителей.
- С одной стороны, опасаться ГМО-продуктов не стоит. С другой, надпись «без ГМО», «без глютена» не гарантирует безопасности того, что внутри?
Валентин Введенский: К сожалению, да. Мы можем встретить аллергическую реакцию на совершенно чистые продукты. Сейчас очень сложно с аллергией. Из моего детства я не знал, что такое аллергия. Я узнал, что она существует, уже в достаточно взрослом состоянии. Сейчас это тренд, что у большинства есть аллергия. В этом году она на злаковые, на пыльцу в связи с тем, что хорошие условия для развития трав. Травы по пояс или выше, цветут, и июнь-июль аллергия на злаковые.
- Насколько безопасны для здоровья селекционные и ГМО-овощи?
Валентин Введенский: Они безопасны. Все зависит от производителя. Если он применяет дозы, которые разрешены Россельхознадзором или рекомендованы к применению научными центрами, организациями, станциями, соответственно, применяет современные сорта, то они безопасны. Но есть нарушения. В прошлом году мы видели, как погибали пчелы, когда применение пестицидов вызвало мор среди пчелиного хозяйства. То же самое может происходить с рыбами, с растениями, с людьми.
Сейчас очень мощные условия – хорошая техника, эффективные удобрения, пестициды, которые постоянно обновляются и их эффективность возрастает – все это влечет за собой высокую ответственность производителя. Необходимо строго выполнять рекомендации. Если товаропроизводитель хочет добиться результата быстро, в короткие сроки, при этом нарушая технологию, конечно, получается продукция, которая становится небезопасной.