В годы Великой Отечественной войны Ярославль и Ярославская область – надо отметить, что до 1944 года она включала территорию современной Костромской области – сыграли огромную роль. Местные ГЭС обеспечивали Москву электроэнергией, а предприятия выпускали 760 видов оборонной продукции. За трудовой подвиг жителей Ярославль вошел в список Городов трудовой доблести и славы, утвержденный федеральным законом, который Владимир Путин подписал 1 марта 2020 года.
К началу войны в Ярославской области проживали около 2,3 млн человек, полмиллиона из них отправились на фронт. Львиная доля работ легла на плечи женщин и детей. Тысячи ярославцев были отправлены на возведение оборонительных сооружений в Ленинградской области. В октябре 1941 года Сталин поставил задачу – предотвратить окружение Москвы с севера и захват Рыбинской ГЭС, после чего начались масштабные работы по созданию укреплений общей протяженностью 780 км в Ярославской области, для этого задействовали более 200 тысяч человек. Работать приходилось в условиях суровой зимы, морозы доходили до 35-40 градусов. Транспорта катастрофически не хватало, чтобы ворочать окаменевшую землю, ее приходилось отогревать кострами и взрывать.
Не хватало элементарных инструментов, их производство срочно наладили на местах. 79 предприятий и 39 машинно-тракторных станций области изготовили 205 тысяч лопат, 90 тысяч ломов, 34 тысячи кувалд и 24 тысячи кирок. Предприятия поставляли одежду, было налажено плетение лаптей. В конце осени 1941-го войска Рейха приблизились на расстояние 50 км до границ области, начались разрушительные бомбардировки. Однако до Ярославля враг не дошел. Строительство же оборонительных сооружений закончилось только в конце января 1942 года.
Ярославская область стала крупным индустриальным регионом задолго до войны. В 1936 году на ее территории насчитывалось 587 крупных промышленных предприятий, в том числе 12 машиностроительных и девять – химических. Уже к осени 1941 года всю промышленность области успешно переставили на военные рельсы. На фронт шло около 760 видов оборонных изделий: корпуса осколочных и бронебойных снарядов для зенитных и противотанковых бронебойных орудий, мин и авиабомб; детали реактивных снарядов; минные взрыватели; минометы; грузовые полуторные и трехтонные самосвалы; артиллерийские тягачи; узлы и детали для танков; боевые катера. Здесь выпускали зажигательные бомбы, основные детали для гвардейских реактивных минометов «Катюша», пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ) и коктейли Молотова.
Фото: Пресс-служба мэрии Ярославля
Ярославский шинный завод поставлял более 80 процентов всех советских автопокрышек. В начале войны он единственный в СССР обладал функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков и автотранспорта. В ночь на 10 июня 1943 года, когда немцы устроили самую мощную бомбардировку Ярославля, завод был разрушен, однако в течение четырех месяцев производство удалось восстановить.
Ярославский моторный завод (до 1958 года – Ярославский автомобильный завод, ЯАЗ) уже осенью 1941 года половину своей продукции отправлял на фронт. Он выпускал гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12, Я-13. За три года для нужд фронта выпустили более двух тысяч автомобилей Я-12, а еще 17 миллионов корпусов снарядов и мин, почти три миллиона корпусов авиабомб, тысячи деталей реактивных снарядов, минные взрыватели, катера и десятки тысяч пистолетов-пулеметов Шпагина. ППШ, помимо ЯАЗа, выпускали еще 15 ярославских заводов.
Ярославский тормозной завод (ныне – Ярославский радиозавод), ранее выпускавший тормозное оборудование, освоил производство взрывателей для мин и гранат, корпусов для противотанковых мин и снарядов, головных частей для реактивных снарядов «Катюш».
Ярославский электромашиностроительный завод полностью перешел на оборонную промышленность, наладил изготовление танковых стартеров, артиллерийских снарядов, сопл снарядов для «Катюш». В ноябре 1941 года завод эвакуировали в Томск, где он продолжал работать для фронта – производил артиллерийские снаряды и военно-инженерный инструмент для возведения оборонительных рубежей на подступах к Москве. В опустевших корпусах тем временем ремонтировали танки. После поражения немцев под Москвой перед заводом поставили задачу вновь наладить выпуск танковых стартеров СТ-700 и реле к ним, зарядных генераторов ЗНД, зарядных агрегатов АЗД, низковольтных агрегатов НД. А с 1943 года – восстановить выпуск всех типов электромоторов переменного тока, выпускавшихся на заводе до войны, в том числе мощностью свыше 100 кВт, которые требовались для откачивания воды из шахт Донбасса.
Ярославский судостроительный завод поставлял фронту катера с реактивными установками «Катюша», которые участвовали в Сталинградской битве, воевали в составе Днепровской и Дунайской флотилий. Помимо них завод изготавливал водолазные боты, бензозаправщики для гидроавиации, речные тральщики МСВ-38, минные плоты, оснащенные «Катюшами» буксирные и быстроходные дивизионные катера Я-5, катера МО-4.
Судостроительный завод «Вымпел» в 1944 году начал выпуск торпедных катеров дальнего действия – первых в СССР больших торпедных катеров в стальном корпусе.
Ярославский электровозоремонтный завод имени Б.П. Бещева за время войны построил семь, отремонтировал и переоборудовал 36 бронепоездов, а также построил шесть бронеплощадок. Предприятие выпускало артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы, запчасти к мотовозам и тракторам.
Рыбинский авиационный завод в 1941 году эвакуировали в Уфу, но после победы под Москвой было принято решение о возобновлении его работы. В 1944 году возобновился серийный выпуск поршневого двигателя АШ-62ИР для самолета Ли-2.
Рыбинский завод, специализировавшийся на производстве полиграфических машин, перешел на производство 82-мм минометов и некоторое время был единственным поставщиком этого вида оружия. Ярославский ликеро-водочный завод в Великую Отечественную производил коктейли Молотова.
Этот список можно продолжать долго. С 1940-го по 1944 год объем промышленного производства в Ярославской области вырос больше чем на 12 процентов. Кроме того, ранее ввозившая около половины потребляемых продуктов питания область с 1943-го по 1945 год полностью сама обеспечивала свои потребности. К 1950-м годам Ярославль вошел в двадцатку крупнейших индустриальных городов СССР. Многие предприятия, вносившие свою лепту в победу над гитлеровской Германией, работают до сих пор.
Помимо промышленности в военное время продолжал развиваться энергетический комплекс, достраивалась Рыбинская ГЭС. К концу войны удалось ввести в эксплуатацию третий агрегат станции, причем новую турбину изготовили на Балтийском заводе в блокадном Ленинграде. К 1945 году Рыбинская и Угличская ГЭС вырабатывали примерно треть всей энергии, которую потребляла Москва.
Говоря о трудовом подвиге ярославцев в годы войны нельзя не упомянуть о том, что на территории области работало 93 эвакуационных госпиталя, через которые прошло около 380 тысяч бойцов. Большинство из них после лечения возвратились в армию. Ярославская область была на одном из первых мест среди регионов СССР по количеству переливаний крови. Если в 1942 году доноров в ней насчитывалось около пяти тысяч, то в начале 1945-го – уже 8,7 тысячи. В день ярославская станция заготавливала 25-27 литров крови, всего за войну – 34 тысячи литров, этого хватало для бесперебойного снабжения госпиталей и Северо-Западного фронта. Кровь ярославцев получили 100 тысяч раненых.