В ближайшую неделю ожидается опасная активность Солнца. Индекс ультрафиолетового излучения, по данным метеорологов, поднялся до семи единиц в Центральном и Южном регионах, Приморском и Забайкальском краях. Чем это чревато, телеканалу «МИР 24» рассказал научный сотрудник онкологического отделения хирургических методов лечения № 12 ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Блохина» Минздрава России Игорь Утяшев.
- Семь единиц – насколько это выше привычных значений?
Игорь Утяшев: Для лета это типичное значение, особенно для Центральных регионов России. Обычно такой индекс мы имеем в конце июня – начале июля. Он, действительно, высокий, потому что наша страна северная, и солнца у нас не так много. Чем ближе регион России к экватору, чем он выше, если мы говорим про горы Приэльбрусья, они южные, высокие, то там индекс очень высокий – он может достигать 9 и 10.
Чем ниже опускается место, где находится человек, к экватору, если мы говорим про Средиземноморье, про экваториальные страны, там индекс растет еще выше, достигает 10-12 пунктов. Это очень высокие значения. Чем выше индекс, тем больше повреждающее воздействие ультрафиолета, которое оказывает излучение на клетки кожи.
- Если небо затянуто тучами, индекс снижается?
Игорь Утяшев: Индекс ультрафиолетового излучения показывает активность Солнца в целом в регионе. Существует два типа ультрафиолетового излучения – лучи типа А и лучи типа B. Лучи типа А обладают проникающей способностью даже сквозь пасмурное небо. Если небо затянуто тучами, вы тоже можете получить солнечные ожоги, просто не за 15-20 минут, а в течение нескольких часов.
Если синоптики прогнозируют высокий ультрафиолетовый индекс, а вы находитесь на солнце больше 20-30 минут, вы обязаны защитить себя от воздействия ультрафиолета.
- Для здоровья человека передозировка ультрафиолетового излучения чем опасна?
Игорь Утяшев: Ультрафиолет, как и любой другой вид ионизирующего излучения, повреждает генетический аппарат клеток кожи. С одной стороны, это вызывает большое количество мутаций, с другой стороны, это снижает локальный иммунитет кожи. Несколько солнечных ожогов являются очень высоким фактором риска возникновения меланомы кожи и рака кожи – двух очень серьезных онкологических заболеваний.
- Как можно определить, что человек получил переизбыток ультрафиолетовых лучей?
Игорь Утяшев: Как только мы получили передозировку, кожа начинает краснеть, мы получаем солнечный ожог. Во время Чернобыльской катастрофы ликвидаторы имели радиационные ожоги, они тоже начинались с покраснения кожи. Ультрафиолетовое излучение так же опасно, как другие виды ионизирующего излучения. Это очень серьезно.
- Такие последствия больше опасны для взрослых или для детей?
Игорь Утяшев: Злокачественные опухоли кожи характеризуются кумулятивным, накопительным действием ультрафиолета. Опаснее всего солнечные ожоги и избыточное ультрафиолетовое излучение именно для детей. Когда ребенок рождается, у него в коже мало меланина – естественного пигмента, который защищает кожные покровы от губительного воздействия ультрафиолета. С другой стороны, в течение всей жизни солнечные ожоги, накапливаясь, увеличивают количество мутаций, которые возникают в коже. В зрелом и старшем возрасте это может вызвать рак кожи и меланому.
- Как ультрафиолет влияет на глаза?
Игорь Утяшев: Ультрафиолет обладает повреждающим действием и на различные структуры глаза. Говоря о высоком индексе ультрафиолетового излучения и нахождении на ярком солнце, я всем рекомендую (это общие рекомендации любого врача) защищать свой орган зрения солнцезащитными очками.
Чтобы защитить глаза от ультрафиолета, очки должны обладать специальными свойствами. Вопрос ультрафиолетовых фильтров касается не только очков, но и одежды, потому что особенно летняя детская одежда обязательно должна защищать и от ультрафиолетового облучения тоже.
Существуют УФ-фильтры в косметических средствах. Многие средства декоративной косметики (помады, тушь, тени) также несут в себе фильтры, защищающие кожные покровы от ультрафиолета.
- В каких случаях передозировка ультрафиолетом может привести к раку кожи? Правда ли, что рак кожи является одним из самых агрессивных среди онкозаболеваний?
Игорь Утяшев: Ультрафиолет приводит к передозировке в том случае, если ваша кожа покраснела. Если ваша кожа после нахождения на огороде, на пляже покраснела, вы чувствуете, как у вас болят плечи, нос или уши, значит, вы получили солнечный ожог. Если на протяжении жизни вы получили много таких ожогов (5-10-15) или вы являетесь посетителями соляриев, то риски меланомы и рака кожи возрастают многократно.
Мы разделяем эти две болезни, потому что рак кожи – онкозаболевание, которое лечится весьма успешно с помощью хирургических и других методов удалением этой опухоли. Если у человека возникает меланома, это очень серьезная злокачественная опухоль кожи, которая в настоящее время, несмотря на все успехи лекарственного лечения, является тяжелым и трудноизлечимым заболеванием. Меланома характеризуется огромным количеством метастазов, болезнь часто дает метастазы, которые распространяются по всему организму. Частота метастазирования очень высокая. Для меланомы солнечные ожоги – самый доказанный фактор риска, особенно, солнечные ожоги в детском возрасте.
Что делать, чтобы не получить смертельные солнечные ожоги? Нужно защищать себя. Во многих странах мы начинаем внедрять системы профилактики меланомы и рака кожи, мы рассказываем об этом детям. Дети должны с раннего детства понимать, что солнечный свет может быть опасен. Загар может стать в будущем причиной серьезной смертельной болезни.
С детского возраста мы должны понимать, что надо защищаться от ультрафиолета. Что для этого нужно? Начинаем сверху вниз. Нужен головной убор. Это должна быть не кепка или шапочка, а полноценная шляпа с широкими полями, которая закрывает не только переднюю часть лица, но и уши, затылок, нос, которые тоже прекрасно сгорают. Мы должны носить солнцезащитные очки, очкарики могут использовать фотохромы, которые на свету меняют цвет. Если вы носите контактные линзы, обязательно носите солнцезащитные очки. Они должны быть настоящими, не поддельными, иметь наклейку, что они защищают от ультрафиолета.
Многие думают, что летом нужно ходить в белой одежде. Белая одежда как раз прекрасно пропускает через себя ультрафиолет. Даже в белом хлопке, если он не очень плотный, человек тоже может сгореть.
Для защиты от ультрафиолета нужно использовать темную одежду, она защищает. Одежда должна иметь длинные рукава, ноги должны быть закрыты, потому что, например, у женщин частота меланомы нижних конечностей выше. Это связано с тем, что юбки, которые женщины любят носить летом, провоцируют повреждение ультрафиолетом непокрытых частей тела.
Мы должны использовать солнцезащитные средства. Если мы просто идем от метро до работы 10-15 минут, это, как правило, не вызывает солнечный ожог. Но если нам приходится находиться на солнце дольше, например, на дачном участке или на отдыхе, я рекомендую всем все открытые участки тела защищать специальными кремами. После каждого купания, если вы отдыхаете на воде, обязательно наносите солнцезащитный крем снова, потому что он смывается и стирается полотенцем. Эта защита достаточно эффективна и спасает жизни.
- Если человек собирается позагорать в дни повышенной активности Солнца, сколько минут он может это делать?
Игорь Утяшев: Я бы рекомендовал понять ваш фототип. В зависимости от него четко понимать, сколько вы можете находиться на солнце, либо проконсультироваться с дерматологом. Постарайтесь не сгорать. Если вы чувствуете, что сгорели, это плохо. Минимальный период, в который невозможно сгореть, это 5-10 минут, не больше. Остальное время может быть опасно.
Подробнее в сюжете: Гости эфира