В Саудовской Аравии начинается хадж. В этом году в нем смогут участвовать около тысячи паломников. Их количество сокращено из-за пандемии коронавируса. Стоит ли волноваться верующим из-за отмены паломничества к святым местам, телеканалу «МИР 24» рассказал муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов.
- Насколько важен для мусульманина хадж?
Ильдар Аляутдинов: Безусловно, хадж очень важен. Мы понимаем, что есть пять столпов религиозной практики мусульманина: осознание, существование Всевышнего Создателя, признание того, что Мухаммад – божий посланник, ежедневная пятикратная молитва, соблюдение поста месяца Рамадан, выплаты при определенных условия милостыни закят и пятый столп – основной постулат религиозной практики мусульманина – хадж. Для многих совершение хаджа – мечта жизни, обязательно оказаться на этих землях, соприкоснуться со святынями ислама. Это очень важное предписание, и каждый человек с особым трепетом ожидает момента, когда он там окажется.
Я, как имам, как муфтий, регулярно бываю в Мекке, в Медине, в последнее время практически каждый год бываю в хадже, безусловно, понимаю, насколько для людей понимание того, что они оказались там, насколько эти ощущения значимы. Но нужно принять ту реальность, которая есть, и отталкиваться от того, что мы имеем, есть волнение, переживание. С одной стороны, может быть, волнение потому, что у человека есть намерение оказаться там, но не получилось. С другой стороны, возникает вопрос для человека духовно богатого – неужели мы настолько грешны, настолько мы отдалились от предписания Всевышнего, что Создатель не хочет видеть нас на этих землях в качестве гостей? По сути, паломники – гости Всевышнего. Большая часть мусульман этой возможности на сегодняшний день лишается.
Это вопрос, который мы должны себе задать: неужели на сегодняшний день мы настолько грешны, что не заслужили этого права оказаться там? В остальном, если у человека было сильное намерение там оказаться, Всевышний воздает на основе намерения. Есть четкое пророческое повествование на этот счет, что намерение человека верующего лучше его деяний порой. В том смысле, что человек порой что-то намеревается сделать, но если даже он постарался соблюсти все необходимые причины, но у него не получилось, на основе его намерения Всевышний воздаст.
Жизнь у каждого из нас ограничена: мы не знаем, кому год, два, кому сто лет осталось прожить. Даже те, кто в этом году намеревались совершить хадж, но, может быть, их срок в течение грядущего года закончится, я с уверенностью могу сказать, что Всевышний их намерение примет именно как хадж.
Близкий знакомый рассказывал ситуацию, когда мы вместе оказались в хадже, он по возвращению, проникнувшись атмосферой, встретил друга-бизнесмена и спросил у него, совершил ли он хадж. Тот сказал, что еще не совершил, что нет времени, нет возможности, что у него очередная сделка на полтора миллиарда, что он ее завершит, а потом хадж совершит. Этот человек говорит ему, что самое главное – намерение. Все мирское приходит и уходит, сделай намерение, настройся, что ты следующий хадж совершишь. Человек говорит, что делает искреннее намерение. Интересная тонкость, что этот человек до следующего хаджа не дожил. Миллиарды, огромный проект, но наряду с мирским важно не забывать о духовной составляющей. Но его намерение, быть может, явится решающим с точки зрения его вечности. Он настроился и дал себе обещание совершить следующий хадж.
Расстраиваться, переживать, волноваться не нужно. Я тоже был готов лететь, настраивался, готовил свою группу, но не получилось. Я надеюсь, что Всевышний от нас примет это как совершенный хадж, воздаст нам благо в этой жизни и в вечности.
- Как люди больше воспринимают невозможность отправиться к святым местам?
Ильдар Аляутдинов: Каждый по-своему. Каждый человек находит оправдание своему образу жизни, своим поступкам, грехам. Крайне редко бывает, когда люди говорят, что это им за грехи, что они лишились такой возможности. Если даже кто-то так думает, он думает это внутри себя, об этом открыто не заявляет.
Ситуация, которая происходит в мире, это некий призыв к тому, чтобы мы в очередной раз посмотрели на свою жизнь, поступки, на свои устремления и намерения с другой стороны, просто проанализировали себя. Я не хотел бы говорить, что это наказание нам. Наверное, это все-таки некое испытание, как многое другое, что происходит вокруг нас, является испытанием нашей веры, убежденности в величии, могуществе Создателя. Дай Бог, чтобы это было благое испытание, когда мы всесторонне, в том числе духовно, растем, понимая, что происходит, почему то или иное происходит вокруг нас с точки зрения религии, постулатов религиозных.
- Были ли случаи в истории, когда хадж отменяли?
Ильдар Аляутдинов: Как я знаю, подобное было, в истории ислама просматривается, были разного рода эпидемии, которые в те годы уносили жизни очень многих людей. Ученые принимали решение, что в мечети молящихся не пускать, чтобы мечети не являлись причиной распространения эпидемии. Я думаю, всегда люди с пониманием к этому относились.
- Многие люди копят на хадж или берут кредиты. Как им не впасть в отчаяние?
Ильдар Аляутдинов: Впадать в отчаяние нельзя никогда, хотя на сегодняшний день есть много ситуаций, даже житейских, когда человек вроде бы должен впасть в отчаяние, опускаются руки, человек говорит: «За что такое может быть?» Это и есть испытание на веру, насколько мы верим во Всевышнего. Вера – ключевой момент. Вера, которая помогает проходить достойно через любые испытания, в том числе через такое, когда у тебя было намерение совершить хадж, но ситуация не выстроилась.
Бывали ситуации, когда мы с группой паломников отправлялись в хадж, 20-40 человек, когда кто-то уже в аэропорту не мог улететь. Но расстраиваться нельзя, значит, на то была воля Всевышнего. Это Всевышний пожелал, и он это предписал, значит, так и должно быть.
Подробнее в сюжете: Гости эфира