Ни одни войска в составе российской армии не увенчаны таким ореолом славы, как ВДВ – Воздушно-десантные войска, они же «Войска дяди Васи» (по имени их самого знаменитого командующего, Героя Советского Союза Василия Маргелова). Именно он добился того, чтобы Воздушно-десантные войска стали настоящей элитой вооруженных сил, и именно он создал саму систему «С неба сразу в бой». С тех пор тактика молниеносных побед – главная отличительная черта «крылатой пехоты», без которой уже много десятков лет не обходится ни один военный конфликт, в том числе локальный, с участием вооруженных сил нашей страны.
А ведь воздушно-десантные войска едва ли не самые молодые в отечественных вооруженных силах. Первый групповой прыжок был совершен 2 августа 1930 года (эта дата и стала датой профессионального праздника десантников), а первое подразделение ВДВ появилось только в 1931 году.
Традиционное представление о высадке воздушного десанта – это небо, в котором раскачиваются белые купола парашютов. Но десантники высаживаются далеко не только так: существует еще посадочный десант, при котором бойцов, переброшенных к точке назначения на самолетах, высаживают уже на земле. Именно посадочными и были два первых воздушных десанта в истории СССР. Оба проводились в конце 1920-х годов во время борьбы с басмачами в Средней Азии.
В 1928 году в Кара-Кумах на трех пассажирских самолетах высадили группу разведчиков, которые после выполнения задачи таким же воздушным путем вернулись домой. А в апреле 1929 года состоялся более крупный посадочный десант, силами которого был освобожден от басмачей город Гарм в Таджикистане. 22 апреля басмаческий отряд численностью около 450 человек перешел границу Северного Афганистана и двинулся к городу.
Поблизости от Гарма не оказалось никаких серьезных сил Красной армии, и тогда решено было перебросить к городу группу бойцов на самолетах. Первые два аэроплана смогли перевезти всего пять красных командиров, которые должны были оценить обстановку и наметить план атаки. Но оценив силы противника, десантники решили с ходу атаковать басмачей. На взятых в ближайшем ауле лошадях они перебросили к Гарму пулеметы и начали атаку.
Удар был настолько неожиданным, что противник принял пятерку смельчаков за авангард основных сил и начал отступать. Так что когда подоспели остальные четыре десятка красноармейцев, им оставалось только завершить разгром басмачей и полностью освободить город.
Опыт Гармского десанта показал командованию РККА, насколько полезными могут стать специальные войска, предназначенные для высадки и ведения боя в тылу противника. Но транспортные самолеты того времени, способные нести достаточно большое количество бойцов, не были приспособлены для посадки на любую подходящую площадку. Стало понятно, что гораздо большую мобильность десанту могут обеспечить парашюты, которые тогда стали уже достаточно распространены – правда, в основном в качестве средств спасения летчиков.
Чтобы проверить теоретические выкладки и продемонстрировать руководству СССР возможности воздушных десантников, решено было провести показательную парашютную высадку во время учений войск Московского военного округа под Воронежем в начале августа 1930 года. За неделю до этого начались тренировочные прыжки 30 отобранных бойцов под руководством одного из первых советских парашютистов – комбрига ВВС Леонида Минова. А 2 августа двенадцать парашютистов совершили групповой прыжок с самолета «Фарман-Голиаф», став первыми бойцами советских парашютно-десантных войск.
Первые прыжки десантники совершали на пилотских парашютах американского производства – своих к тому времени еще не было. Их только-только начинали выпускать: 18 апреля 1930 года начала работу парашютная фабрика в московском Тушино. Она начала выпускать парашюты, сконструированные специальным парашютным отделом НИИ ВВС Красной армии. Отделом руководил Михаил Савицкий – летчик с огромным опытом, хорошо представлявший себе, каким должен быть современный парашют. Но только в 1931 году Савицкому и его коллегам удалось спроектировать и запустить в производство ПД-1 – парашют десантный первой модели, ставший первым специальным парашютом для советских десантников. В 1933 году ПД-1 был официально принят на вооружение Красной армии, и почти сразу после этого начали появляться более совершенные модели: к началу войны уже насчитывалось пять типов парашютов.
Хотя днем рождения ВДВ считается день первого показательного прыжка 2 августа 1931 года, официально первое воздушно-десантное подразделение было создано лишь весной 1931 года. Тогда в составе 1-й авиабригады Ленинградского военного округа появился опытный авиамотодесантный отряд численностью 164 человека. На вооружении это подразделение имело не только легкое стрелковое оружие, но и две танкетки Т-27 и три бронемашины: бойцов отряда планировалось высаживать посадочным способом. А чуть позже в той же бригаде появился и нештатный парашютно-десантный отряд.
В августе и сентябре 1931 года десантники активно участвовали в учениях Ленинградского и Украинского военных округов, высаживаясь в тылу условного противника и выполняя тактические задачи. А 11 декабря 1932 года Реввоенсовет СССР принял решение сформировать к марту следующего года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.
Когда эти отряды уже были созданы, 31 мая 1933 года в Москве открылась Высшая парашютная школа ОСОАВИАХИМ, главной задачей которой стала подготовка инструкторов-парашютистов и укладчиков парашютов: новорожденным советским воздушно-десантным войскам катастрофически не хватало именно этих специалистов.
Предвоенное развитие советских ВДВ шло очень быстро. В 1933 году были созданы первые штатные авиадесантные отряды, а пять лет спустя началось формирование авиадесантных бригад. Каждая из них имела численность от 1500 (в мирное время) до 1800 (во время войны) человек.
На вооружении десантников стояли не только автоматические винтовки, но и 45-миллиметровые пушки, легкие минометы, мотоциклы и даже тракторы!
Первое боевое крещение бойцы-парашютисты получили во время вооруженного конфликта на Халхин-Голе. Тогда высаженная в тыл японских войск группа бойцов 202-й бригады внесла большой вклад в разгром противника. Их коллегам из 201-й бригады тогда повезло меньше: их использовали без всяких высадок, просто в качестве пехоты. Зато через год, во время Бессарабского похода бойцы этой бригады получили возможность продемонстрировать свои умения в полной мере: 30 июня 1940 года их выбросили с парашютами в окрестностях города Измаил, который бригада заняла к исходу дня.
Великую Отечественную войну советские воздушно-десантные войска встретили в ходе преобразования. 23 апреля 1941 года началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов численностью свыше 8000 человек каждый. Два таких корпуса дислоцировались в Киевском особом военном округе и по одному в Западном, Прибалтийском и Одесском. Бойцы всех пяти корпусов участвовали в первых, самых тяжелых боях Великой Отечественной войны. И хотя чаще всего десантники воевали как обычные пехотинцы, за время войны советским ВДВ довелось участвовать в нескольких крупных десантных операциях.
Самыми знаменитыми стали Вяземская и Днепровская воздушно-десантные операции, а также Майкопский десант. Заслуги воинов-десантников Родина оценила высоко: все воздушно-десантные подразделения получили почетное звание «гвардейских», а 296 бойцов и командиров были удостоены звания Героя Советского Союза.
Среди десантников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, был и Василий Маргелов – будущий знаменитый командующий ВДВ, «дядя Вася», как любовно называли его подчиненные. Десантником, правда, Маргелов стал далеко не сразу – и не сразу воздушным. Поначалу ему довелось командовать 1-м Особым лыжным полком моряков-балтийцев. К концу войны Василий Маргелов носил звание генерал-майора, командовал стрелковой дивизией и удостоился звания Героя Советского Союза.
Только в 1948 году генерал-майор Маргелов получил назначение на должность командира знаменитой 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии – старейшего из ныне существующих соединений российских ВДВ. Через два года он уже был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса, а в 1954 году стал командующим ВДВ. Эту должность Василий Маргелов занимал до начала 1979 года (с небольшим перерывом в 1959-61 годах, когда он был заместителем главкома).
Командуя советскими десантниками, генерал Маргелов сделал все, чтобы превратить эти войска в настоящую воинскую элиту. При нем ВДВ обзавелись собственной бронетехникой и специальными средствами ее десантирования, получили особую систему подготовки личного состава и собственные военно-транспортные самолеты.
Именно тогда Маргелов, который всегда отстаивал интересы своих подчиненных, получил у них уважительно-ласковое прозвище «дядя Вася», а аббревиатуру ВДВ десантники стали в шутку расшифровывать как «войска дяди Васи».
С именем Василия Маргелова связана история появления одного из самых главных символов отечественных воздушно-десантных войск – тельняшки с бело-голубыми полосами. К полосатому символу мужества морских десантников Маргелов питал уважение со времен своего командования полком моряков-балтийцев и мечтал о том, чтобы у его подопечных из ВДВ тоже появилась своя тельняшка.
Ему помогли подчиненные, а точнее, офицеры штаба, которые в 1959 году, после учений по массовому десантированию на воду, по своей инициативе выдали их участникам тельняшки – в знак того, что они прошли крещение не только воздухом, но и водой.
С тех пор стало традицией вручать тельняшки тем, кто, кроме обычного десантирования, провел прыжок и на воду. А в середине 1960-х Василию Маргелову удалось убедить командование Советской армией в том, что у десантников должна быть своя тельняшка. 6 июля 1969 года министр обороны СССР своим приказом утвердил новую форму частей ВДВ, в состав которой включили и тельняшку. А чтобы десантников никто не путал с моряками, полосы на ней сделали бело-голубыми – под цвет неба.
Василию Маргелову принадлежит «авторство» еще одного знаменитого атрибута воздушных десантников – голубого берета. Маргелов, стремившийся подчеркнуть особый статус доверенных ему войск, в середине 1960-х добился разрешения на введение в них уникального для советской армии головного убора. Правда, появившийся в 1967 году берет изначально был совсем другого цвета – малинового. Этот выбор был обусловлен тем, что в большинстве других стран именно так выглядели головные уборы парашютистов. Но малиновый берет, который впервые появился «на публике» во время парада 7 ноября 1967 года, резко контрастировал с голубым цветом петлиц и других элементов формы десантников. Тогда по предложению заместителя главкома ВДВ генерала Ивана Лисова, служившего в десанте еще с 1930-х годов, сменили на голубой и цвет берета.
Именно такой головной убор был официально введен для советских десантников вместе с тельняшкой в 1969 году. Но неофициально в войсках его начали носить годом раньше. Из-за этого, кстати, во время высадки подразделений ВДВ СССР в Чехословакии весной 1968 года возник забавный казус. Одно из них носило уставные малиновые береты, другое – «экспериментальные» голубые, отчего поначалу и было принято чехами за миротворческие войска ООН.
Начиная со времен войны в Афганистане, отечественные воздушно-десантные войска стали основными участниками локальных конфликтов. В истории двух чеченских кампаний нашлось место множеству примеров героизма и мужества десантников. Самым знаменитым из них стал подвиг десантников 6-й роты 104-го гвардейского полка 76-й дивизии ВДВ. После боя на высоте 776 двадцати двум десантникам было присвоено звание Героя России, а 68 солдат и офицеров награждены орденами Мужества.
А одной из самых дерзких и успешных операций российских ВДВ стал знаменитый «Приштинский марш-бросок». В ночь на 12 июня 1999 года сводный батальон десантников из состава Миротворческих сил ООН всего за сутки преодолел расстояние в шесть сотен километров и занял аэропорт в косовской столице Приштине. Наши бойцы опередили силы НАТО, рассчитывавшие взять аэродром под свой контроль, и не только изменили баланс сил в регионе, но и серьезно подняли престиж России на международной арене.
И сегодня служить в Воздушном Десанте мечтают многие мальчишки нашей страны. Не зря конкурс при поступлении в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова ежегодно составляет не менее 5 человек на место.