Его знал и любил весь Советский Союз. 90 лет назад родился Олег Попов – Солнечный клоун, который дарил людям улыбку, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Ни у кого и сомнений не вызывало, что значит лучик солнца, летящий из рук клоуна прямо в сердца зрителей. Номер без слов вошел в классику циркового искусства и был понятен зрителям в любой стране мира. Впервые его увидели в советском цирке, Олег Попов заставил тогда смеяться и плакать от радости публику, что еще помнила войну. Хотя сам, поступая в цирковое училище в 1944-м, об этом и не помышлял.
«Он пришел в цирк не ради искусства, а ради хлеба. В училище давали на 100 граммов хлеба больше», – рассказал народный артист РСФСР Николай Павленко.
Он был эквилибристом в цирке на Цветном, а клоуном стал случайно. Однажды пришлось подменить артиста, получившего на репетиции травму. Это было на гастролях в Саратове. Там же и родился образ неунывающего парня с копной волос из-под клетчатой кепки. Ее он купил там же на барахолке. Даже став известным, костюмы, в которых выступал, нередко брал у старьевщиков.
«Он очень любил ходить на базар. Говорил: базар – это народный музей, там видно людей, видно, какие вещи они продают. Каждую свободную минуту, неважно в каком городе он был, спрашивал, где базар, и шел туда», – вспоминает жена артиста Габриэла Попова.
Звание народного артиста он получил в 28 лет, а его кепка стала брендом всего советского цирка, а еще и визитной карточкой Самары. Раньше крышу местной арены, где когда-то тоже выступал клоун, называли фуражкой – до тех пор, пока это место не получило имя Олега Попова, еще при его жизни. Он долго не давал на это согласия, но потом сдался.
«Письма я писал в разные инстанции, министерства. И подписывал не только я, но и Попов подписывал эти письма. И нам очень этот ресурс помогал: ремонт и так далее», – говорит бывший директор Самарского цирка Василий Браташ.
Олег Попов часто ездил на гастроли за рубеж. Он был одним из немногих артистов, для кого был открыт железный занавес. Во время такой поездки, после концерта, познакомился с будущей женой. Габриэла пришла в цирк посмотреть лошадей, а встретила судьбу.
«Я его, честно, не знала. Я стою там и не знаю, что сказать. Я не знаю русского языка, и Олег не говорит по-немецки. Я думаю: что-то надо делать, спрошу автограф. Он дал мне автограф, смотрит на меня голубыми глазами и говорит одно слово по-немецки: битте, телефон», – рассказала Габриэла Попова.
В перестройку, как и большинство, Олег Попов потерял все свои сбережения, но продолжал выступать. Однажды согласился пробыть в командировке лишних три месяца, что не понравилось цирковому начальству.
«Пришел человек, который в искусстве ничего не понимал. И когда ему сообщили, что Попов продлил себе контракт, он взял, и отправил его на пенсию. Он в Германию ему выслал трудовую книжку и 1200 рублей. Олег Константинович мне это рассказывал. Когда он это получил, он сказал: я больше в Россию не вернусь, буду работать здесь. Его обидели», – привела подробности той истории председатель Совета ветеранов Росгосцирка Тамара Вартанова.
Но даже хорошо устроившись за рубежом, он не отказывался от советского гражданства, говорят, даже получив новый паспорт, старый сдавать не стал. В Россию он все же вернулся, спустя 25 лет. Его встречали в Сочи. Когда артист узнал, что на родине его не забыли, дал волю чувствам. Пожалуй, искренние слезы были впервые на веселом лице солнечного клоуна.
«Я очень рад, что стою на русской земле», – признался артист.
Олег Попов любил повторять: проснулся – улыбнись. И свою улыбку он дарил миллионам зрителей, как тот солнечный лучик, который сегодня светит из манежей всех цирков страны.
Подробнее в сюжете: Цирк