«До свиданья, Москва, до свиданья! Олимпийская сказка, прощай!» – под эти трогательные строчки в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой 40 лет назад плакали трибуны Большой спортивной арены Лужников (тогда – Центрального стадиона имени В. И. Ленина). 3 августа 1980 года в Москве состоялась торжественное закрытие Игр XXII Олимпиады. Это событие, кульминацией которого стал знаменитый полет Олимпийского Мишки, взмывшего в ночное московское небо на 24 воздушных шарах, навсегда осталось в памяти очевидцев. Однако немало интересных подробностей осталось за кадром. О том, как символ Олимпиады-80 превратили в гигантский аэростат, правда ли, что на Мишку охотились снайперы, и в чем загадка злополучного оторвавшегося шарика – узнаете в нашей статье.
Летняя Олимпиада 1980 года была событием поистине уникальным. Игры имели историческое значение не только для Советского Союза, но и для всей Восточной Европы, на территории которой подобное мероприятие проводилось впервые. Большинство участников Игр и зрителей, которым посчастливилось своими глазами увидеть церемонии открытия и закрытия Олимпиады, и сегодня с восхищением вспоминают их красоту, размах и необыкновенную слаженность действий всех служб.
Ответственность за подготовку к Олимпийским играм легла на созданный в марте 1975 года Оргкомитет «Олимпиада-80», который возглавил депутат Верховного Совета СССР Игнатий Новиков. За пять лет в рамках подготовки к Играм были построены и реконструированы порядка 20 спортивных и других сооружений. Среди наиболее значимых объектов можно выделить спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира, Центральный стадион имени В. И. Ленина (сегодняшние «Лужники»), Олимпийский комплекс «Измайлово», а также АСК-3 телецентра «Останкино», аэропорт Шереметьево-2 (сейчас – терминал F аэропорта Шереметьево). Эти постройки стали неотъемлемой частью облика Москвы. Но строительство велось и в других городах Союза: так, в Ленинграде был построен стадион имени Кирова, в Киеве – Республиканский стадион, в Минске – стадион «Динамо» в Минске, а в Таллине – Таллинская телебашня и Таллинский Олимпийский центр парусного спорта.
В качестве площадки для проведения открытия и закрытия Олимпиады-80 была выбрана Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Основной темой обеих церемоний стала тема Древней Греции – родины Олимпийских игр. Во время открытия Олимпиады по арене прошли несколько десятков юношей и девушек в белых туниках и с венками на головах. Их сопровождали колесницы, запряженные в общей сложности дюжиной лошадей. Открытие Олимпиады длилось порядка трех часов, в нем участвовали более 16 тысяч спортсменов, самодеятельных и профессиональных артистов.
Факел с олимпийским огнем на стадион внес советский легкоатлет, трехкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев. Пробежав круг по дорожке стадиона, он передал факел советскому баскетболисту, олимпийскому чемпиону Сергею Белову. В тот же миг над рядами Восточной трибуны возникла импровизированная дорожка, состоящая из белоснежных щитов. Белов пробежал по ней, держа пылающий факел высоко над головой. После того как были произнесены олимпийские клятвы, к участникам и зрителям церемонии обратились советские космонавты Леонид Попов и Валерий Рюмин. Они вышли на прямую связь с Землей и с большого электронного табло поприветствовали олимпийцев, пожелав им удачных стартов и ярких побед.
Представшее глазам тысяч зрителей действо поражало красотой и размахом. И все же самые незабываемые и трогательные впечатления оставила после себя церемония закрытия Олимпиады-80. Вечером 3 августа трибуны главной арены Игр, как и ожидалось, были забиты до отказа. В центральной ложе стадиона сидели Юрий Андропов, Алексей Косыгин, Михаил Горбачев и другие представители высшего руководства СССР (руководивший страной Брежнев в то время был на юге, на отдыхе).
«В «Лужниках» стартует церемония закрытия величайшего спортивного праздника для нашей страны. Олимпиада-80 уходит в историю. Над праздничной, переливающейся всеми цветами радуги ареной гремят фанфары. Переполненные трибуны замерли в ожидании последнего привета Игр», – комментировали происходящее известные советские спортсмены Александр Иваницкий и Николай Озеров.
Открыл церемонию парад атлетов. Первыми на беговую дорожку вышли знаменосцы. За ними – спортсмены. На флагштоки были подняты два флага – Греции и Советского Союза. После того как глава Международного олимпийского комитета лорд Килланин произнес торжественную речь, олимпийский флаг был спущен, а огонь в чаше медленно потух. Над трибунами прогремел салют, затем на экране был показан короткометражный фильм, посвященный самым ярким мгновениям Олимпиады. Ну а дальше зрителей ждало самое интересное – красочное шоу, подготовленное режиссером театра и массовых представлений Иосифом Тумановым.
Одним из самых ярких и запоминающихся элементов программы были сложнейшие живые панно, сопровождавшие как церемонию открытия, так и церемонию закрытия Олимпиады. Художественный фон на Восточной трибуне «Лужников» создали 4,5 тысячи специально подготовленных солдат. Каждый участник художественного фона имел при себе набор разноцветных флажков, шапочек, фееров и съемных манишек. Вместе они образовывали гигантский цветной экран. По команде меняя разноцветные флажки и иной реквизит, участники представления «нарисовали» на трибунах 174 мозаичные картины, последовательно сменявшие одна другую. Те, кому посчастливилось видеть это своими глазами, до сих пор говорят: зрелище было завораживающим.
Во время церемонии закрытия на трибунах появилось огромное изображение главного символа Олимпиады – Олимпийского Мишки, созданного художником Виктором Чижиковым. Многих зрителей впечатлила слеза, скатившаяся по щеке зверька – этот кадр впоследствии стал одним из самых растиражированных изображений, связанных с Олимпиадой-80. Но мало кто знает, что этот трогательный прием родился совершенно случайно. Оказывается, во время очередной репетиции юноша, сидевший на том месте, где у Мишки был глаз, забыл открыть флажок. Лев Немчик, руководивший процессом, скомандовал: «Такой-то ряд, такое-то место, открой флажок!». Произошла заминка, и флажки перевернули сразу несколько человек. Тогда режиссер дал команду «стоп» и попросил повторить движение. И тогда он увидел, что, если по очереди переворачивать флажки сверху вниз, у Мишки как будто текут слезы. Находка оказалась гениальной и была немедленно принята в дело.
Кульминацией программы, куда также вошли яркие выступления танцевальных и спортивных коллективов, должен был стать полет гигантской фигуры Олимпийского Мишки над «Лужниками». Детали этого легендарного полета до последнего держались в строжайшей тайне, а некоторые «наверху» и вовсе были против такой идеи.
«Информация о том, что Мишка полетит, была закрытой, – рассказал в интервью одному из изданий член президиума Олимпийского комитета СССР Андрей Кислов. – Это был сюрприз. Но подготавливался этот полет уже давно. А также согласовывался в высоких кабинетах. Были мнения и против. Кому-то казалось, что этот полет будет напоминать о вознесении Христа. А это – мишка!».
Дошло до того, что у одного из чиновников даже возникло предложение отправить талисман Игр не в небо, а туда, куда «положено» уползать медведям – в берлогу.
«Однажды меня пригласили в отдел пропаганды ЦК партии и показали пришедшее к ним письмо, – вспоминает заместитель председателя Оргкомитета «Москва-80» Владимир Коваль, руководивший экономической программой Олимпиады-80. – На нем все как положено: штампы регистрации, виза-поручение разобраться и принять меры, сроки доклада и ответа. Автор – один из работников управления церемоний оргкомитета, ранее работавший заместителем министра Жилкоммунхоза РСФСР. Он доводил до сведения ЦК, что у меня «поехала крыша». «Где это видано, чтобы медведи летали? – вопрошал он. – Мы предлагали, чтобы наш олимпийский Миша в берлогу уполз. Как это и положено медведям». Комментировать кляузу я не стал, а предложил ответственным партработникам посетить одну из репетиций, где отрабатывался этот фрагмент праздника закрытия. Работники ЦК приехали, посмотрели и поддержали нас».
В итоге план все-таки был одобрен, однако трудности на этом не закончились. Организатором программы пришлось изрядно понервничать, прежде чем косолапого все-таки удалось запустить в небо.
К примеру, в 2015 году, в год 35-летия Олимпиады, почетный президент Олимпийского комитета России (ОКР) Виталий Смирнов рассказал, что самый трогательный момент закрытия едва не был сорван из-за того, что застрял в подтрибунных помещениях, и организаторам пришлось срочно придумывать, как же все-таки пронести талисман в чашу стадиона.
«Церемония закрытия получилась очень сентиментальной, все хорошо помнят Мишу. Хотя без накладок тогда не обошлось: Мишу не могли протолкнуть в тоннель, так что надувать его пришлось повторно», – признался Смирнов.
Полюбившегося всей стране (да что там говорить, целому миру) мишутку изготовили в подмосковном Загорске – в баллонном цеху НИИ резиновой промышленности, который во время войны выпускал аэростаты воздушного заграждения. «Шкура» медведя была сделана из прорезиненной ткани, которая обычно используется в надувных лодках. Передние лапы крепились к туловищу на шарнирных петлях – благодаря им, улетая, Мишка смог помахать публике на прощание. В итоге зверь получился внушительным: его высота составляла 6 метров, вес – 100 кг. На изготовление аэростата ушло 50 квадратных метров материала.
Произошел с Мишкой и еще один загадочный казус (по крайней мере, многие решили, что это был просчет организаторов): незадолго до взлета от аэростата оторвался один из 24 разноцветных шариков, на которых он должен был воспарить в небо.
Большинство зрителей тогда не обратили на это внимания, однако впоследствии колкие высказывания на этот счет все же прозвучали.
«Я слышал много реплик по этому поводу: «Осрамили! Не могли привязать шарик, чтобы он не оторвался во время церемонии! Вот безалаберный народ!». Самым злым языкам казалось, что этот шарик сам оторвался и улетел, на смех всему народу. А он – не оторвался! Шарик отпустил научный сотрудник. Ни больше, ни меньше! По этому шарику в последний момент определяли – есть ли ветер на стадионе, какой он силы и куда дует?» – объясняет Андрей Кислов.
Дело в том, что шарики были надуты гелием, на них Мишка должен был подниматься ровно вверх, по прямой. Однако любой порыв внезапного ветра мог привести к катастрофе.
«Ветром Мишку могло сдуть на чашу Олимпийского огня, и тогда произошел бы взрыв, – говорит Андрей Кислов. – Скорость полета рассчитывали ученые. Притом, скорость была небольшая, это же не выстрел. Мишка должен был подниматься медленно. Ему надо было подняться выше Олимпийского огня и не сгореть – а там страшная температура. И только после набора высоты мишку отпустили в свободный полет».
Точное место приземления Миши и механизм его полета до сих пор неизвестны. Выдвигались разные версии: одни утверждают, что аэростат запустили наугад и он просто парил до тех пор, пока в шарах не кончился гелий, другие считают, что внутри сидел пилот, который перед приземлением катапультировался и стравил из аэростата воздух. Мелькали и совсем безумные теории – например, о том, что бедного Мишку с вертолета подстрелили снайперы, а испорченную резиновую «шкуру» утилизировали.
Миф о пилоте спустя много лет после Олимпиады развеял начальник отдела пневматических конструкций Загорского филиала НИИ резиновой промышленности Владимир Шпаков. Он был одним из тех, кто курировал изготовление Мишки. Шпаков рассказал, что аэростат не был управляемым, и внутри никого быть не могло: из-за гелия дышать в «утробе» медведя было попросту нечем.
По версии писателя-документалиста Николая Долгополова, который во время Олимпиады-80 работал в спортивном отделе газеты «Комсомольская правда», олимпийский талисман нашелся уже на следующий день после церемонии закрытия Игр.
«На следующее утро после закрытия Игр совершенно случайно мы отыскали Мишку. Мне позвонил читатель: «Вы столько писали про Олимпиаду, я вашу фамилию хорошо знаю. Поэтому первым вам позвонил – Мишка лежит у нас на ВДНХ». Я сразу же послал туда кого-то из молодых корреспондентов. И «Комсомолка» первой дала новость про то, куда приземлился наш Мишка. По крайней мере, мне так казалось, а потом начались перепевы», – утверждает Долгополов.
Впрочем, некоторые указывают в качестве места приземления медведя вовсе не ВДНХ, а Воробьевы горы. При этом, как пишут многие СМИ, в «Павильоне юных натуралистов» на ВДНХ долгое время действительно хранилась фигура медведя – но, дескать, не оригинал, а копия. Что ж, по-видимому, правда ускользнула от нас так же стремительно и бесповоротно, как и сам символ той великой Олимпиады.