Ранним утром 6 августа 1945 года американский пилот Пол Уорфилд Тиббетс-младший вылетел с авиабазы на острове Тиниан в Тихом океане. Ему предстояло выполнить секретную миссию особой важности, но он не нервничал и не колебался. Спустя много лет Пол скажет журналистам: «Если вы поставите меня в такие же обстоятельства, то да, черт возьми, я сделаю это снова». Тиббетс-младший был истинным патриотом своей страны.
Его бомбардировщик B-29 Superfortress под названием «Энола Гей» взмыл в небо и направился в сторону Японии. Туда Тиббетсу-младшему предстояло доставить «Малыша». Это прозвище не могло быть более ироничным, ведь «Малыш» имел весьма внушительные габариты: 4,4 тонны веса, 3 метра в длину, 71 сантиметр в диаметре. Ровно в 8:15 створки грузового отсека распахнулись, и «Малыш» полетел вниз с высоты 9400 метров. Его полет длился 57 секунд – и это были последние спокойные секунды в жизни города Хиросима.
О том, что произошло после того, как «Малыш» приземлился, сегодня знает каждый. Так же, как и о том, что три дня спустя, 9 августа 1945 года, сотворил его побратим – атомная бомба «Толстяк», сброшенная на Нагасаки. Прошло уже 75 лет, но в сознании японцев эта трагедия отпечаталась навсегда, и эхо ее до сих пор не умолкает. О двух городах, которые война стерла с лица Земли, а человеческая память сделала символом мира, мы вспоминаем сегодня.
Зачем вообще американцам понадобилось наносить ядерный удар по Японии? Ответов может быть несколько. Во-первых, США хотели заставить японцев как можно скорее капитулировать, дабы минимизировать собственные потери. Дело в том, что даже в самом конце войны, когда победа антигитлеровской коалиции казалась очевидной, Япония продолжала оставаться главной головной болью Америки. Напомним, что из всех стран «оси» она капитулировала последней, что 2 сентября 1945 года и положило конец Второй мировой войне.
Японцы сопротивлялись отчаянно, четко давая понять: они будут сражаться до последней капли крови. После ряда упорных боев к июню 1945 года американцам все же удалось захватить остров Окинава, но какой ценой! В ходе операции, начавшейся еще в апреле, были убиты более 12 тысяч американских солдат, 39 тысяч – ранены. Японцы потеряли в разы больше (от 93 до 110 тысяч солдат и свыше 100 тысяч мирных жителей), но сдаваться не собирались. По самым оптимистичным прогнозам американцев, в случае вторжения на остров Кюсю и дальнейших военных действий на территории Японии их потери составили бы порядка 100 тысяч человек, в худшем случае – вдвое больше. Все это заставило власти США задуматься о других вариантах решения «японской проблемы».
Выдвигались различные идеи, в том числе применение химического оружия. Этот план даже начали воплощать в жизнь: на базы США на Филиппинах были переброшены отравляющие вещества. Но позднее от этой идеи отказались.
Было и еще несколько причин, чтобы нанести удар по Японии. Одна из них – неуемное желание США продемонстрировать свою военную мощь Советскому Союзу. Вместе с тем Штаты хотели заставить СССР как можно быстрее вступить в войну с Японией. И, наконец, месть за Перл-Харбор и звериная жестокость японских солдат, которую они проявляли в бою. Одним словом, американцы давно ждали шанса получить «реванш».
Наконец, к лету 1945 года правительство Гарри Трумэна приняло решение нанести по Японии ядерный удар. На самом деле подготовка к этому в условиях строжайшей секретности велась еще с осени 1944 года. На авиабазе Вендовер был сформирован специальный отряд пилотов, которые регулярно выполняли тренировочные полеты, упражняясь в прицельном бомбометании. Но окончательное решение об атомной бомбардировке было принято после того, как 28 июля 1945 года Япония официально отказалось выполнять условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции.
Подготовка к бомбардировке началась с выбора целей. Для этого был создан специальный комитет, в задачи которого входило выбрать среди японских городов наиболее подходящие для нанесения удара. К цели выдвигалось несколько требований: она должна была быть крупной, чтобы зря не расходовать снаряды, иметь важное стратегическое значение (в городе должны находиться крупные военные склады и заводы, либо это должен быть крупный морской порт или место дислокации большого количества войск) и, наконец, удар по ней должен был стать ударом по имиджу всей Японии, поэтому рассматривались города, которые ранее не подвергались массированным бомбардировкам – необходимо было стереть с лица земли место, почти нетронутое войной.
После ряда обсуждений было выбрано пять городов: Киото, Ниигата, Йокогама, Кокура и Хиросима. Изначально самой привлекательной целью американцам казался Киото. Это был один из крупнейших промышленных центров страны, в котором проживало около 1 миллиона человек – то, что нужно для устрашающей атаки. Но от разрушения Киото спасла сентиментальность военного министра США Генри Стимсона. Как пишет американский историк Эдвин Райшауэр, когда-то Стимсон и его новоиспеченная супруга провели в Киото чудесный медовый месяц. Министр восхищался красотой этого города и очень ценил воспоминания о проведенных там днях. Так Киото оказался вычеркнут из рокового списка, а его место занял Нагасаки.
Почему для первого удара выбрали именно Хиросиму? Причин несколько. Во-первых, в 1945 году она была крупным портом, а также промышленным и военным центром. Здесь изготавливали детали для кораблей и самолетов, а также винтовки, пистолеты и авиаснаряды. Кроме того, в Хиросиме базировался штаб Второго командования – той самой группы войск, которая должна была сразиться с войсками союзников в случае их высадки на японских островах. Таким образом при бомбардировке Хиросимы американцы могли одним ударом обезглавить главную ударную силу противника.
Во-вторых, к концу войны Хиросима, как и Киото, еще не пострадала от вражеских бомбардировок, что делало ее прекрасной мишенью с точки зрения психологического давления. И наконец, решающим фактором стал облик самого города: низкие, в основном деревянные дома, которые могли воспламениться от единственной искры, и окружающие город холмы, которые должны были усилить эффект взрыва – причиненный ущерб обещал быть колоссальным. Хиросима была обречена.
Бомбардировщик «Энола Гей» и еще два самолета сопровождения вылетели с базы на Тиниане в условиях строжайшей секретности. Все самолеты были перекрашены и перемаркированы, чтобы японская разведка не успели доложить в Токио об их прибытии.
Бомба взорвалась через 45 секунд после сброса на высоте 500 метров. Последним, что увидели жители Хиросимы, находившиеся в эпицентре взрыва и окрестностях, была ослепительная вспышка света. Дальше был только огненный ад. От 70 до 80 тысяч человек погибли мгновенно. От людей в прямом смысле не оставалось и следа – там, где только что сидел человек, секунду спустя была лишь маленькая черная тень. Огненный вихрь, созданный «Малышом», буквально сожрал все живое в радиусе двух километров. Поскольку большинство построек были деревянными, огонь мгновенно перекидывался на соседние районы и очень быстро охватил всю Хиросиму. Около 70% всех зданий были уничтожены.
Лишь немногим жителям удалось уцелеть, но и их вряд ли можно назвать счастливчиками. В то время люди еще плохо представляли себе всю разрушительную силу атомного оружия, поэтому эвакуация выживших проведена не была. Очень скоро пораженные лучевой болезнью люди хлынули в госпиталя (те немногие, что чудом устояли). Но помочь им было некому – почти все врачи погибли в первые секунды после взрыва, а другие не понимали, с чем столкнулись. Страшные ожоги, содранная кожа, клочьями свисавшая с рук, ног и спины – зрелище было поистине жутким. Большинство раненых не прожили и нескольких часов, кому-то повезло чуть больше. Некоторые хибакуся (так в Японии называют жертв атомной бомбардировки) прожили довольно долгую жизнь, но почти все они скончались от той или иной формы онкологии – самого частого осложнения лучевой болезни.
После взрыва связь с Хиросимой прервалась, из-за чего в Генеральном штабе долгое время не знали о произошедшем. Истинные масштабы трагедии удалось установить только спустя несколько часов. Но даже тогда японцы до конца не осознали, что произошло. О том, что на Хиросиму была сброшена атомная бомба, стало известно только после официального заявления президента Трумэна.
Но даже тогда японцы не сдались и отказались капитулировать. На тот момент ситуация еще не выглядела такой уж критической. Еще не начали сотнями умирать пострадавшие от радиации, поэтому потери казались хоть и большими, но не катастрофическими. Глава правительства Кантаро Сузуки созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что о принятии американских условий и речи быть не может. Этим он подписал приговор Нагасаки.
Подготовка ко второму удару велась по такому же сценарию. Бомбу под названием «Толстяк» перебросили на Тиниан, дату бомбардировки назначили на 9-е августа. В 2:47 американский бомбардировщик B-29 под командованием майора Чарльза Суини взлетел с острова Тиниан. Самолет «Энола Гей», бомбивший Хиросиму, также принимал участие в миссии, на этот раз – в качестве разведчика. Изначально целью американцев был город Кокура, однако из-за высокой облачности прицелиться было сложно, поэтому Суини направился к Нагасаки. Этот город оказался в списке целей почти случайно и никогда не имел приоритета, но все решил случай. Облака над Нагасаки были не такими плотными, и это решило исход дела. В 11:01 бомба была сброшена.
И все-таки Нагасаки повезло чуть больше, чем Хиросиме. Все же видимость была неидеальной, и Суини немного промахнулся. Из-за этого «Толстяк», целью которого был центр города, взорвался над одним из промышленных районов. От центра он был отгорожен высокими холмами – это спасло многие жизни. До сих пор точно неизвестно, сколько человек погибло в результате взрыва в Нагасаки: историки сходятся на цифре 20-25 тысяч человек. Это почти втрое меньше, чем в Хиросиме.
В тот же день, 9 августа 1945 года, Советский Союз объявил войну Японии. С этого момента японцы окончательно потеряли надежду на успех. Император Хирохито, давно склонявшийся к капитуляции, признал поражение страны в войне.
В общей сложности в Хиросиме в течение нескольких месяцев после взрыва скончались порядка 140 тысяч человек – почти половина всех жителей города. Из них около половины умерли от лучевой болезни и различных осложнений. Взрыв в Нагасаки унес около 70 тысяч жителей (треть населения города), из которых большая часть выжила при бомбардировке, но скончалась от ее последствий.
Хиросима и Нагасаки навсегда вошли в историю как символы борьбы против оружия массового уничтожения. 6 августа международное сообщество отмечает как Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия. В Хиросиме в этот день ежегодно проходят церемонии памяти. А в центре города, как вечное напоминание о тех событиях, до сих пор возвышается «Атомный купол» (купол Гэмбаку). Пожалуй, это самое известное здание в Хиросиме. Когда-то здесь находился Выставочный центр торгово-промышленной палаты Хиросимы. Здание было построено очень прочным на случай землетрясения, поэтому даже после ядерной атаки оно частично уцелело, хотя находилось всего в 160 метрах от эпицентра взрыва. Японцы решили оставить его нетронутым. В 1996 году эти руины получили статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.