10 августа исполняется 80 лет одному из самых знаменитых отечественных артистов, актеру театра и кино, режиссеру и сценаристу, писателю и поэту Вениамину Смехову.
Первое, что приходит на ум при упоминании Вениамина Смехова – это роль печального философа Атоса из легендарного музыкального телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Хотя это далеко не единственная успешная роль Смехова в кино. На его счету участие в 64 кинокартинах и телефильмах. И это не говоря о работе в театре, где он выступает и как актер, и как режиссер. Плюс к тому – добрый десяток книг воспоминаний и стихотворных сборников. Смехов с удовольствием читает из них отрывки на своих концертах, которых в последнее время стало очень много. И ведь никогда не скажешь, что столь многогранной личности, совершенно преображающейся на сцене, на днях стукнет 80.
О Вениамине Смехове часто пишут, что впервые своего отца он увидел, когда тот вернулся с войны. Образ красивый, но не совсем точный. Борис Смехов, уроженец белорусского города Гомеля, ушел на фронт только в апреле 1942 года. Его, опытного экономиста, долго не хотели отпускать из Госплана, где он тогда работал руководителем комиссии по планированию развития советской экономики. Сыну на тот момент было полтора года. Но и вернулся Смехов-старший из действующей армии не сразу. После Победы его отправили служить в администрацию советской оккупационной зоны в германском городе Хемнице. Осенью 1945 Борис Смехов приехал оттуда домой в отпуск. Тогда-то он и встретился с подросшим в эвакуации сыном Вениамином. К слову, из отпуска в часть старший Смехов уже не вернулся: его друг и покровитель, известный советский экономист Станислав Струмилин сумел убедить начальство отозвать ценного специалиста из армии.
Фотохроника ТАСС
После войны в семье Смеховых, кроме сына Вениамина, появилась еще дочь Галина: она родилась в 1947 году. В этой семье существовал внутренний «смеховский» анекдот о знакомстве родителей: отца Бориса Смехова с матерью, в девичестве Марией Шварцбург. Родители будущей супруги жили под Одессой. Когда жених приехал знакомиться с ними, те, полагая, что он не говорит на идиш, решили при нем обсудить, как именно угостить голодного гостя. К величайшему изумлению хозяев, гость вежливо, но непреклонно ответил на том же идиш, что он совершенно не голоден.
Вениамин Смехов не раз признавался, что родители видели его писателем или журналистом. Но он смог исполнить эти их мечты лишь после того, как стал успешным актером и начал писать собственные стихи и прозу. А в 1957 году, когда вчерашний выпускник подавал документы в театральное училище имени Бориса Щукина, его мысли занимал лишь театр. Правда, дорога к нему оказалась очень непрямой.
В младшей школе Веня Смехов начал ходить в драмкружок при Дворце пионеров Дзержинского района Москвы. Руководила им актриса московского ТЮЗа Варвара Стручкова.
«В нашем кружке царила атмосфера дружбы и праздника, – рассказывал Смехов в своих интервью. – Праздника – быть вместе и играть все что угодно. Пусть главную, пусть неглавную роль – лишь бы вместе, лишь бы сцена, лишь бы праздник». Но из кружка, тайком договорившись с его руководителем, Смехова забрал отец – и отдал заниматься музыкой. «Я изредка забегал в Дом пионеров и ужасался… Поезд уходил, а я отставал. Что мне ваша музыка, черт возьми! Однако судьба свое ремесло знает крепко, и через годы не мытьем, так катаньем, а все же прибило меня к драгоценному берегу», – вспоминает актер.
Смехова-младшего поддержал дядя – знаменитый книжный иллюстратор Лев Смехов. Он и посоветовал Вениамину подать документы в легендарную «Щуку», где молодого человека зачислили на курс Владимира Этуша. Но безоблачной учеба в театральном институте не была. Через год Этуш, опытный педагог, заметил, что одному из его учеников категорически мешает застенчивость. «Этуш сказал: «Идите в математики! Нельзя быть таким мудреным рационалистом, – с юмором вспоминает Смехов. – Этуш настаивал на моем отчислении, но педсовет защитил и оставил вольнослушателем. Честолюбие во мне возмутилось, и я научился подавлять смущение». Но перед этим Смехов целый год провел в статусе «вольнослушателя с испытательным сроком» и только потом вернулся в ряды полноправных студентов.
Первый год профессиональной актерской карьеры Вениамин Смехов провел в Куйбышеве. В 1961 году его по распределению направили трудиться в Куйбышевский театр драмы имени Максима Горького, где он успел сыграть в шести постановках. Там же, со статьи в местной газете, началась и смеховская карьера писателя, и карьера телеактера – с телеспектакля на местном телевидении. Но молодому актеру хотелось вернуться на родину, в Москву, где он оставил молодую жену Аллу, студентку пищевого института, и где в начале 1960-х кипела самая бурная театральная жизнь. Кипеть-то она кипела, но влиться в нее Смехову удалось не сразу. Год он провел в поисках работы и даже подумывал о смене профессии. Как признавался позднее Вениамин Смехов, он уже хотел писать диссертацию на тему «Перевоплощение Александра Пушкина» в Институте мировой литературы.
Фото Николая Малышева /ТАСС/
Будущего знаменитого актера спас режиссер Александр Плотников, руководивший в то время Московским театром драмы и комедии. В ноябре 1962 года он принял молодого голодного Смехова на работу – «перезимовать», как говорил тот. А через полтора года в театре грянула реорганизация: назначенный руководить им Юрий Любимов затеял создать нечто совершенно необычное. И в этом необычном Вениамин Смехов сразу нашел свое место: теперь историю Театра на Таганке невозможно представить без него. За следующие двадцать лет он сыграл на Таганке три десятка ролей, пока в знак протеста против отставки Любимова не покинул театр на два года – вместе с Леонидом Филатовым и Виталием Шаповаловым.
Вернувшись, Смехов проработал на Таганке еще два десятка лет и, наконец, совсем ушел из стационарного репертуарного театра. «В какой-то момент мне захотелось некоторой свободы, а с режимом репертуарного театра это несовместимо, – признавался актер в одном из интервью. – Там надо подчиняться коллективу, и прежде всего – его руководителю. А я много езжу по разным странам, ставлю спектакли, иногда преподаю, книжки сочиняю. На все это нужно время. Я люблю работать и стараюсь делать только то, что приносит удовольствие».
Карьера артиста кино началась для Вениамина Смехова почти одновременно с серьезной театральной карьерой. Первым фильмом стала знаменитая лента «Служили два товарища», в которой Смехову выпала роль барона Краузе. На съемках этой картины ему довелось работать бок о бок с такими замечательными коллегами, как Владимир Высоцкий, Олег Янковский, Ролан Быков (он, кстати, опекал тот самый драмкружок, который привел Смехова в театр), Николай Крючков и другие. Фильм, снискавший зрительскую популярность, открыл дорогу в кино сразу двум великолепным актерам: Янковскому и Смехову.
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978. Одесская киностудия. Реж.: Г. Юнгвальд-Хилькевич
Через три года он уже впервые берется за роль одного из тройки знаменитых мушкетеров – но не Атоса, в которой мы его привыкли видеть, а Арамиса. Именно его Вениамин Смехов сыграл в фильме «Двадцать лет спустя», который вышел на экраны в 1971 году. А через семь лет по всей стране прогремели знаменитые «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором артист стал привычным нам графом де Ла Фер.
Эта роль, как позднее вспоминал Вениамин Смехов, была предназначена ему режиссером с самого начала. Позвонивший ему в январе 1978 года режиссер Юрий Хилькевич сразу взял быка за рога: «Веня, по заказу телестудии «Экран» я запускаю три серии фильма о мушкетерах. Потрясающий сценарий Розовского, гениальные песни Максима Дунаевского на грандиозные стихи Ряшенцева. Веня, я беру тебя на роль Атоса – без всяких проб! Приезжай в Одессу, поищем грим, обо всем договоримся». Правда путь к роли Атоса оказался непростым: начальство не сразу согласилось утвердить беспартийного актера из вольнодумной «Таганки». Однако согласие выбили, и после выхода фильма Смехов в одночасье стал одним из самых знаменитых актеров Советского Союза. Как и все остальные исполнители ролей мушкетеров, он настолько точно вписался в своего персонажа, что сыграл его во всех продолжениях фильма: и в «Мушкетерах двадцать лет спустя», и в «Тайне королевы Анны», и в «Возвращении мушкетеров».
Всего же юбиляр снялся более чем в трех десятках художественных фильмов. И, хотя почти не играл главных ролей, всегда вторые и третьи – но так, что всех затмевал своей игрой. Пронзительные глаза и врожденное благородство актера делало его персонажей самым запоминающимися
В творческом багаже Вениамина Смехова не только десятки актерских работ в театре, кино и на телевидении. Вскоре после прихода на Таганку он попробовал себя в режиссуре – правда, телевизионной, а не классической театральной.. В общей сложности в активе Смехова-телережиссера более десятка постановок. И почти такое же количество работ в качестве сценариста телеспектаклей и документальных фильмов.
Кроме того, с начала 1980-х годов Вениамин Смехов начал пробовать свои силы в качестве театрального режиссера. Первой такой работой стал спектакль «Диксиленд», поставленный в молодежном театре в Таллине, а последней на сегодняшний день – спектакль «Королевский бутерброд» по знаменитому стихотворению Самуила Маршака, поставленный в одном из театров Лондона. А еще Вениамин Смехов выступал в качестве режиссера оперных постановок. Первой из них стала «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, поставленная в 1991 году в немецком Аахене, а последней пока, десятой – «Трагедия Кармен» в чешском Государственном театре Остравы.
Фото Артема Геодакяна/ТАСС/
И конечно, Вениамин Смехов широко известен как писатель и поэт. На его личной книжной полке – два десятка книг, прежде всего, книг воспоминаний. Внимательный взгляд Смехова-актера и прекрасный язык Смехова-писателя дарят его читателям невероятную возможность увидеть настоящую закулисную жизнь многих знаменитых актеров, музыкантов, бардов и других ярких творческих личностей, с которыми автора сводила жизнь. И хотя зрители по-прежнему воспринимают Смехова прежде всего как актера, сам он говорит о себе: «Сегодня моя любимая работа – это концерты, режиссура и «звучащая книга». Последнее – далеко не рисовка: голосом Смехова-Атоса звучат такие легенды мировой литературы, как Николай Гоголь, Михаил Булгаков, Исаак Бабель, Эрнест Хемингуэй, Александр Дюма и Уильям Шекспир.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания