Драматург, художник, актер и режиссер. Сегодня 75 лет исполняется Александру Адабашьяну. Вряд ли в советском и российском кинематографе найдется человек, обладающий столькими кинопрофессиями сразу. Причем, как любит подчеркивать Адабашьян, он ничего не добивался специально, вся его жизнь – череда счастливых случайностей, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
«Овсянка, сэр!».
Эта фраза приклеилась к нему на всю жизнь. Как и образ дворецкого Бэрримора. Актерская карьера Александра Адабашьяна началась, можно сказать, случайно. Однажды заменил актера, опоздавшего на съемки. С тех пор и понеслось: он и инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», и партийный функционер в «Утомленных солнцем 2», и неподражаемый Берлиоз в «Мастере и Маргарите». Семь десятков ролей в кино.
«Человек, практически не меняясь внешне, постоянно играет радикально разных людей. И каждый из этих людей интонацией, словом, походкой, тем, как он носит брюки, тем, как он смотрит, остается навсегда в какой-то ячейке твоей памяти. Очень важным кусочком твоей любви к кино», – сказал народный артист РФ Юрий Стоянов.
Армянин, воспитанный в русской культуре. Сын инженера и учительницы. Изучал французский в московской спецшколе, мечтал стать клоуном и вагоновожатым. Страсть к рисованию привела в Строгановское училище. Оттуда Адабашьян и попал а кино.
В 1970-м Никита Михалков снимал свою дипломную картину «Спокойный день в конце войны». И пригласил школьного товарища Адабашьяна поработать декоратором. В следующем фильме Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» Адабашьян проявил себя как постановщик. Бюджет на съемки выделили небольшой, а натура требовалась разная.
«А там нужны были горы и равнинная река, и лес, и окраина какого-то города. Четыре или пять экспедиций не вытянули по деньгам. А где-то найти это в одном месте не представлялось возможным», – вспоминает Адабашьян.
Натуру нашли на Северном Кавказе. В этом фильме Адабашьяну досталась еще и роль, которая снова разлетелась на цитаты.
В копилке Адабашьяна сценарии к трем десяткам фильмов. Это и телесериалы, и комедии, и военная драма. Рожденный в год Великой Победы, он с особым чувством взялся за сценарий к фильму «Собибор» о единственном успешном восстании в нацистском лагере смерти.
«Собибор» – это жесточайшая история. Сценарий был немножечко другим, но это обычно бывает в кино. Сценарий это все равно полуфабрикат, который потом проходит через руки редактора, режиссера, продюсеров, оператора, актеров, монтажера. И конечный продукт бывает настолько далек от оригинала…», – говорит сценарист.
Так случилось с сериалом «Азазель», режиссерской работой Адабашьяна. Текст финальной версии настолько отличался от первоначальной, что Адабашьян убрал свое имя из титров.
«По-моему, там из-за какой то ерунды. Чего-то они там с продюсерами не поделили. Так что номинально этот фильм не его, но мы то все знаем, что это фильм его», – рассказал кинокритик, друг Александра Адабашьяна Александр Шпагин.
В день 75-летия друзья желают юбиляру творческого вдохновения, новых фильмов и скорой встречи на съемочной площадке.
«Уважаемый любимый Александр Артемович Адабашьян! Вы удивительный фундамент моей актерской жизни. Потому что все, что я умею в профессии – 90% вложили в меня вы», – обратился к юбиляру актер, исполнитель роли Фандорина в сериале «Азазель» Илья Носков.
«Дорогой Саша! Спасибо тебе за то, что ты есть в моей жизни! За то, что ты есть в советском и российском кино. А еще и во французском. Ты обожаешь французский, говоришь в совершенстве, а я совершенно не умею говорить, поэтому, Саша, вот так поздравим тебя… Что означает с днем рождения! А по-русски добавляем: дорогой человек!», – поздравил коллегу и друга Юрий Стоянов.
Сам юбиляр в последнее время увлечен детскими картинами. «Собачий рай» – о его Москве 1950-х. Александр Артемович намерен продолжать ставить фильмы согласно его внутренним потребностям, а именно доброе семейное кино.
Подробнее в сюжете: Новости кино