Сегодня в Казахстане отмечают День Абая – 10 августа исполняется 175 лет со дня рождения мыслителя, поэта и реформатора. Три года назад праздник стал официальным. Казахстанцы отмечают юбилей народного поэта несколько дней, его творчеству посвятили более сотни мероприятий – в этом году строго онлайн – по всей стране. Абая Кунанбаева называют сыном казахской степи – конечно, не столько за посвященные природе произведения, сколько за душу и образ жизни.
Абай родился в урочище Жидебай Семипалатинской губернии и в течение всей своей жизни почти не покидал родные места. Ему были чужды многолюдные шумные города, он рос вдали от культурных и интеллектуальных центров цивилизации. Более того, круг его общения ограничивался соплеменниками с редкими визитами русских ссыльных из Семипалатинска. Современники считают, что такой аскетизм не то что не мешал, а даже помогал становлению феномена Абая – настолько тонко он отражал в своих стихах грани казахской души: лиризм, сомнения и отчаянные искания, горький сарказм и веру в силу созидания. Несмотря на свою уединенность, он очень проницательно угадал национальный психотип казахов и смог передать его на бумаге.
При том, что Кунанбаев не получил фундаментального образования, ему удалось на столетие вперед предсказать духовные и культурные настроения казахов. Для потомков Абай стал основоположником казахского литературного языка и письменной литературы. Творческое наследие философа насчитывает 170 стихотворений, многие из которых он сам переложил на музыку. Он также занимался литературными переводами (56 произведений), поэмами и написал томик прозаических «Слов назидания». Примечательно, что именно Абай Кунанбаев открыл для казахов русскую литературу: он перевел на казахский язык произведения великих русских литераторов – Пушкина, Лермонтова, Крылова.
В какой-то степени Абай продолжал идеи выдающихся казахских мыслителей. Основная идея его произведений – это служение и преобладание народного и национального над личным. Однако человек превыше всего. Доброта, честность, истина и внутренняя красота, по мнению поэта, должны украшать настоящего казаха. Человек – центр всего, главная единица всех философских размышлений Абая. Ведь именно с человека начинается общество, а затем и народ. Это и вершина творения, и корень всего существующего.
Фото: ТАСС
Поэтому столько внимания в своих произведениях Кунанбаев уделил казахской душе со всеми ее загадками. И если человек должен постоянно развиваться и совершенствоваться, то народ в целом – непрерывно просвещаться. Абай призывал соотечественников стремиться к знаниям и нравственности, а не к богатству. В отличие от распространенного в его времена мнению, богатство и власть – ресурс ограниченный, в то время как труд, любовь и милосердие остаются с человеком навсегда и затем возвышают его.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в 2017 году назначил День Абая официальным праздником, днем почитания поэта. Он отметил, что почитать Абая – это значит следовать его мировоззренческим принципам, разделять его мнение о нравственном пути народа. Президент даже назвал поэта «духовным реформатором» Казахстана.
Современная интерпретация заветов Кунанбаева предполагает обновление нации – эта идея перекликается со взглядами и принципами поэта – что сделает Казахстан конкурентноспособным государством. Например, Токаев обращает внимание, что жить нужно не от праздника к празднику, а в постоянном духовном совершенствовании, избавляясь от лености от краснобайства – все, как завещал мыслитель.
А повседневный труд на этом пути ценнее и полезнее, нежели политизация общественных событий. Ведь Канабаев как раз призывал казахов к просвещению и получению новых знаний – в современном мире это не только образование, но и совершенствование профессий. Слова Абая универсальны и бессмертны, уверены жители Казахстана, что делает его не только великим «степным» поэтом, но и творцом мирового уровня.
В словах великого поэта содержится мысль о том, что казахстанцы должны чтить и следовать народным традициям, хранить и передавать потомкам национальную идентичность и самосознание, стремиться к единству степного народа. Особое внимание Абай уделил народной мобилизации: государство должно развивать свои внутренние механизмы самодостаточности, конкурентоспособности и народной мощи – а эти идеи особенно актуальны в наши дни.
Помимо того, что Абай был прогрессивным мыслителем, он мастерски владел словом. Однако его умение излагать мысли и идеи на бумаге не сподвигли его к непрерывному творчеству во имя наживы – Кунанбаев был ярым противником «письма без дела» и «творчества без необходимости». Он был уверен, что нельзя растрачивать свой талант зря и очень осуждал поэтов и творцов, которые с завидной регулярность радовали публику своими новыми произведения. Более того, он критиковал поэтов, которые обладали хорошим слогом, но при это прославляли богатых и влиятельных мужей – про таких он писал, что «золотое слово песни превратили в медь». Он считал, что художественный литературный язык можно использовать только в исключительных случаях – для возвышенных, божественных целей. Слово – это не простое средство существования, разбрасываться им не стоит.
Несмотря на всю патриотичность и идею народности, проходящую красной нитью через все произведения Кунанбаева, он уважал сам и призывал казахов чтить другие культуры. В частности, поэт занимался изучением русской и западной цивилизаций. И это неспроста – ведь Казахстан находится на стыке нескольких принципиально разных культур. Современные философы отмечают, что Кунанбаев был первым мыслителем, кто соединил в своем творчестве идеи Востока и Запада. Тогда и сейчас такой подход был очень созвучен сокровенным желаниям и думам казахов. Сегодня же эти идеи нашли продолжение в так называемом межкультурном диалоге.
Современные политологи отмечают, что почитание идей Абая Кунанбаева убережет казахский народ от национального изоляционизма и слепоты национального эгоизма. Абай – явление не столько национального, сколько международного порядка. Более ста лет назад он узрел особую идентичность своего народа на стыке евроазиатских культур, а мир и гармонию – в сочетании истоков и опыта Востока и Запада.