Он был королем в кинофильме «Д’Артаньян и три мушкетера» и шефом внешней разведки СД Вальтером Шелленбергом в «Семнадцати мгновениях весны». Он создал образ самого обаятельного Обломова, был Сальери в спектакле «Амадей» и Мальволио в «Двенадцатой ночи». Его голосом говорили мультипликационный кот Матроскин из Простоквашино и Барбос, который принимал в гостях Бобика. А еще он был руководителем двух театров, учил студентов, стал одним из немногих полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством». Все это сделал один и тот же человек – Олег Табаков, который 17 августа отметил бы свой 85-й день рождения.
Как у всех детей военного времени, детство Олега Табакова не было безоблачным. Как только ему исполнилось шесть лет, ушел на фронт отец – чтобы после войны не вернуться в семью. Эта семейная драма серьезно ударила по саратовскому мальчишке: он не только болезненно переживал развод родителей, но без твердой мужской руки едва не покатился по наклонной, связавшись с дурной компанией. Спасло мальчишку увлечение театром.
В 1950 году Олег начал посещать театральный кружок «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников. Руководителя этого драмкружка Наталью Сухостав Табаков во множестве интервью называл своей «крестной матерью в театральном деле». И не он один: так же к ней относились еще полторы с лишним сотни актеров, вышедших из того же театрального кружка.
Актеры Евгений Урбанский (справа) и Олег Табаков в фильме режиссера Григория Чухрая «Чистое небо». Фото ТАСС
Трех лет в драмкружке Дворца пионеров юному Табакову вполне хватило, чтобы раз и навсегда определиться с профессией. Он выбрал театр (хотя, возможно, это театр выбрал его). Во всяком случае, когда вчерашний саратовский выпускник приехал в Москву поступать в театральное училище, он подал документы сразу в два вуза – в Школу-студию при МХАТе и в ГИТИС. Уверенный в себе абитуриент с неплохими актерскими данными покорил сердца членов приемных комиссий в обоих вузах – к невероятному изумлению самого Табакова. В итоге свой выбор он остановил на МХАТовской школе, посчитав ее лучшим учебным заведением, чем легендарный ГИТИС. Так школа МХАТ приобрела одного из самых знаменитых своих выпускников. Правда, как вспоминали потом его педагоги, и в первую очередь мастер его курса Василий Топорков, первые два года студент учился не слишком прилежно.
Настоящий вкус к актерской профессии Табаков почувствовал лишь на третьем курсе – и начал «раскрываться». В итоге Олег Табаков ярко засверкал даже на фоне своих талантливых однокашников: Валентина Гафта, Татьяны Дорониной, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Михаила Казакова, Леонида Броневого и Олега Басилашвили.
По распределению выпускник Табаков в 1957 году отправился работать в Московский драматический театр имени Станиславского. Но к тому времени он уже год как активно участвовал в работе Студии молодых актеров, собранной Олегом Ефремовым из студентов МХАТовской школы. У истоков студии, вскоре превратившейся в театр «Современник», стояли семеро: Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Виктор Сергачев. Должности, вернее, служебные обязанности в студии распределили в соответствии с личными склонностями. Но никто не удивился, что самому молодому из семерых – Табакову – досталась вся организационная работа. Как признавался знаменитый актер много позже в одном из интервью, «у меня психология капиталиста. В четырнадцать лет я научился деньги зарабатывать. Тогда издавались журналы «Красноармеец» и «Советский воин», а к ним книжные приложения – литература, которую не печатали в военные годы. Мериме, Герберт Уэллс, Джекобс... Я сразу покупал пятьдесят книжек, а потом перепродавал».
В 1981 году на киностудии «Мосфильм» был снят двухсерийный фильм по мотивам романа И. Гончарова «Обломов». На снимке (слева направо): актеры Олег Табаков (Обломов), Елена Соловей (Ольга Ильинская) и Юрий Богатырев (Штольц) на съемочной площадке фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Фото Е. Корженкова / ТАСС
Но успех нового театра, который вскоре получил имя «Современник», зиждился далеко не только на коммерческих способностях Табакова. Он, как и его товарищи по сцене, оказался талантливейшим актером, который умел говорить на одном языке со своими современниками-зрителями. Не случайно после премьеры 15 апреля 1956 года спектакля «Вечно живые» (позднее по той же пьесе будет снят знаменитый фильм «Летят журавли») зрители остались в зале после спектакля, обсуждая с актерами только что увиденное.
«Современнику» Олег Табаков отдал семнадцать лет, а в 1983 году вслед за Олегом Ефремовым перешел во МХАТ. Дебютной ролью на мхатовской сцене стал тот самый Сальери в спектакле «Амадей». Когда в марте 1987 года театр разделился на два МХАТа – имени Горького и имени Чехова, Табаков вслед за Ефремовым ушел в новый, вскоре ставший знаменитым под именем МХТ. В 2000 году он стал его руководителем – и оставался им до самой смерти.
Если «Современник» и МХАТ давали возможность Олегу Табакову блистать как актеру и управленцу, то появившийся в его жизни в 1977 году театр-студия «Табакерка» стал местом реализации Табакова-педагога. Первый состав студии он набрал из студентов своего курса на базе ГИТИСа в 1976 году. А годом позже им удалось получить в свое распоряжение подвал на улице Чаплыгина, где «Табакерка» живет по сей день. Любопытно, что официальный статус театр-студия приобрел далеко не сразу, несмотря на то, что руководил им один из самых знаменитых актеров.
Более того: в 1980 году по решению московских партийных властей студия была формально закрыта, а ее руководителю запретили преподавать. Виной тому было вольнодумство, процветавшее в «Табакерке»: туда приглашали с концертами Владимира Высоцкого и Булата Окуджаву, там ходили в самиздате запрещенные советские и зарубежные авторы… Но два года спустя запрет ослабел, Табакову удалось собрать новую студенческую труппу – и театр вновь заставил говорить о себе.
Руководство «Табакеркой» и МХТ Олег Табаков совмещал до конца жизни. Он делил себя между этими двумя театрами, умудряясь и там, и там великолепно играть на сцене, ставить спектакли, учить молодых актеров. А еще руководить кафедрой актерского мастерства в альма-матер – школе-студии МХАТ, работать в качестве преподавателя и режиссера-постановщика за границей, и конечно, продолжать сниматься в кино.
Актер Олег Павлович Табаков в роли заведующей буфетом Клавдии Ивановны в сцене из спектакля «Всегда в продаже» по пьесе Василия Павловича Аксенова в постановке Олега Николаевича Ефремова в московском театре «Современник». Евгений Кассин/ТАСС
Кинематографическая биография Олега Табакова началась одновременно с официальной театральной. Свою первую роль – Саши Комелева в фильме «Тугой узел» он сыграл в 1956 году. И продолжал сниматься практически до конца жизни: последний фильм с участием Олега Табакова «Кухня. Последняя битва» вышел на экраны в 2017 году, за год до смерти актера.
Путь Табакова в кино сложился ничуть не менее удачно, чем в театре. За шесть с лишним десятков лет съемок он успел сыграть или принять участие в озвучивании 170 художественных, мультипликационных и документальных картин. Самыми знаменитыми из них стали, несомненно, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Семнадцать мгновений весны». Роли, сыгранные в этих картинах, вспоминаются прежде всех остальных. Впрочем, и в других фильмах, даже играя второстепенные роли, Табаков запоминался сразу. Достаточно назвать, например, «Человек с бульвара Капуцинов», где он сыграл бармена Гарри, «Мэри Поппинс, до свидания!», где ему досталась роль мисс Юфимии Эндрю, или музыкальную комедию «Двенадцать стульев», в которой он сыграл застенчивого воришку Альхена. С последней картиной, кстати, был связан знаменитый эпизод, о котором часто вспоминал режиссер-постановщик Марк Захаров.
На съемках картины в одном из эпизодом Альхен должен был пустить слезу. «И тут Олег Павлович спрашивает меня: «Из какого глаза должна пойти слеза?», – рассказывал Захаров. – Я решил, что это шутка и, не задумываясь, ответил: «Из правого». Каково же было мое изумление, когда в нужный момент слеза у Табакова пошла именно из правого глаза. Это высший актерский пилотаж».
Актеры Олег Табаков в роли Плюшкина и Сергей Безруков в роли Чичикова (слева направо) в сцене из спектакля Театра-студии под руководством Олега Табакова «Похождение». Предпремьерный показ спектакля в поставке Миндаугаса Карбаускиса по поэме Николая Гоголя «Мертвые души» прошел на сцене Московского художественного театра. ТАСС/ Александр Куров
Творческие способности Олега Табакова, его организаторские и педагогические таланты были не раз по достоинству оценены страной. Начать с того, что он является одним из 57 полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством»: им Табакова награждали в 1998, 2005, 2010 и 2015-м годах.
Кроме этой высокой награды, артистические труды Олега Табакова были отмечены орденом Трудового Красного знамени (полученным за работу в фильме «Семнадцать мгновений весны») и орденом «Знак Почета», а также «Дружбы народов». Он дважды народный артист – сначала РСФСР, а потом и СССР, обладатель двух государственных премий – советской и российской, и многократный обладатель самых разных и престижных отечественных и зарубежных театральных премий.
Но все-таки для обыкновенного зрителя важны не эти высокие регалии, а те незабываемые образы, которые Олег Табаков воплотил на сцене и на экране за шесть десятков лет актерской карьеры. И пусть большинство из них не были главными – его самого это, похоже, не очень смущало. Табаков был народным артистом во всех смыслах этого слова: он хорошо знал, какие именно образы навсегда западут в душу простому зрителю. Недаром в своих интервью, как только его спрашивали, не обижается ли он на судьбу, что других помнят по роли Гамлета, а его мол, прежде всего по знаменитой «роли» кота из мультфильма, довольно резко отвечал: «Для нашего родного Простоквашина Матроскин поважнее Гамлета». И был, пожалуй, прав.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания