18:56 14/08/2020

Григорий Ивлиев: в России выданы патенты на тесты, лекарства и вакцину от COVID-19. ЭКСКЛЮЗИВ

Россия первой в мире запатентовала вакцину от коронавируса. Как юридически закреплено право страны на этот препарат, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель Роспатента – Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев.

- Что означает выдача патента на вакцину от коронавируса? Какие возможности это открывает в правовом смысле?

Григорий Ивлиев: Патентование означает, что зафиксируется в правовом смысле приоритет, первенство в этой области знаний. Это знание открыто миру в той или иной стране. Когда речь идет о вакцине, то ее открыли в нашей стране. Это означает, что весь мир знает о той технологии, которая разработана в России. При этом зафиксировано и авторство наших ученых, которые вложили свои силы и средства в этот процесс. Патентование предоставляет авторам исключительные права, то есть весь мир признает за ними эти права и гарантирует, что имущественными правами могут распоряжаться только эти люди в отношении сделанного ими изобретения, в данном случае, вакцины от коронавируса.

Система патентования подтверждает, что здесь есть действительно техническое решение. Нам представлены результаты исследования, которые подтверждают, что вакцина действует, работает, эффективна. И это тоже устанавливается определенной процедурой, признанной всем миром. Признание в России какой-то разработки, признание вакцины патентом означает, что весь мир будет признавать решение патентного ведомства одной страны патентными ведомствами всего мира. Если кто-то захочет оспорить, может это сделать только в судебном порядке.

- Как происходит оформление патента на вакцину, что именно патентуется?

Григорий Ивлиев: В случае с вакциной патентуется эффект, который мы ожидаем, – выработка организмом антител к вирусу. Фиксируется, что при введении определенных веществ в их пропорциях в организме появляется длительная способность противостоять заражению вирусом. Эффективность этой вакцины сроком до двух лет. Это существенное действие, которое вакцина оказывает не организм, препятствующее появлению новых заболеваний. Для нас было важно быстро рассмотреть и очень важно, что не только сам факт выработки антител зафиксирован. Когда на прошлой неделе Минздрав признал это лекарственным средством, это означает, что оно безопасно для употребления. Воздействие может быть разным, но все стороны анализирует Минздрав, его институты, и они сделали вывод о возможности применения этого изобретения в широких масштабах.

Приоритет, первенство сам факт возможности длительного воздействия на организм человека фиксируется Роспатентом.

- Если в другой стране попытаются запатентовать аналогичную вакцину под другим названием, как будет оспариваться право интеллектуальной собственности?

Григорий Ивлиев: После того, как мы разместили информацию о том, что в нашем патентном ведомстве проведена такая регистрация, эта информация была доведена до всеобщего сведения. У нас заключены соглашения с 72 странами мира об обмене информацией. Это появилось на нашем сайте, будет целенаправленно во все базы ведомств направлена информация о происшедшем. Когда заявка появится в любой другой стране, эксперт патентный будет обращаться к нашему патенту, и при наличии такого патента сопоставлению с заявкой, если они будут совпадать, если там не будет ничего нового сделано, не будет ничего изобретено, любой патентный эксперт в любом ведомстве мира патент уже не выдаст.

Чтобы защитить свои права в каждой из этих стран, нужно в течение 12 месяцев со дня подачи заявки к нам в ведомство подать соответствующую заявку и в другие ведомства. Патент не зарегистрируют, но чтобы иметь имущественные права, нужно в каждую страну подать заявку. При этом необязательно это делать, подавая заявку в отдельную страну. Существует международная система регистрации, когда можно подать непосредственно в Роспатент заявку с указанием стран, в которых вы хотите получить защиту. Мы направляем документ в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеву, а она уже рассылает по странам, где вы собираетесь получить защиту. Эта эффективная система международной регистрации позволяет сэкономить средства, эффективно защищает исключительные права изобретателя по всему миру. Россия действует точно так. Если будет изобретена другая вакцина, другое лекарство в какой-то стране, мы будем поступать соответственно с этими заявками.

- За последнее время какие-то еще антикоронавирусные изобретения были в России запатентованы?

Григорий Ивлиев: Да, есть несколько серьезных патентов, выданных в том числе на диагностические тест-системы, на способы диагностики вирусных инфекций. Это тоже эффективные средства. Исследования показывают, что определение достаточно эффективно, построено на разных принципах, но результаты они дают. Все знают, что можно сдать мазок, можно – кровь. Исследования, которые проводятся, дают большие возможности для диагностики.

Знаменательным событием стала и выдача патента на литрогин – лекарственный препарат, который направлен на лечение коронавируса. Есть решение о выдаче патента на авифавир – компания «Кромис», Фонд прямых инвестиций уже рассказали об этом лекарстве, оно уже изготавливается. Мы приняли решение недавно, а это первый лекарственный препарат, который был зарегистрирован Минздравом для лечения. На основе даларгина создан не только препарат для лечения, но и препарат для профилактики.

Есть не только лекарства. Есть устройства для обеззараживания воздуха – их заявляется очень много, мы 4 патента уже выдали. Очень важно, что стерилизующие средства стали предметом исследований. Для стерилизации созданы механизмы и вещества. С начала года подано в 5 раз больше заявок на патенты в сфере борьбы с вирусами, чем в прошлом году. 210 заявок на изобретения и полезные модели за полгода – это очень большое количество для нашей страны.

- С апреля Роспатент запустил программу по ускоренному рассмотрению заявок на патенты. Механизм в чем заключается?

Григорий Ивлиев: Он заключается в том, что мы взяли обязательство в течение двух месяцев принять решение по поступившей заявке. Это очень короткий срок. Чтобы в такой срок принимать решения, нам нужно проводить информационно-поисковую работу более углубленно. В таких исследованиях участвуют группы экспертов, которые могут ускоренным путем получать информацию о вирусных технологиях, например, из Шанхайского центра исследований. Китайцы начали это раньше. Мы получаем практически мгновенно информацию. В течение 20 дней с момента заявки мы имеем весь информационный расклад в мире. Это позволяет нам дать замечания и предложения по доработке патента и принять решение о выдаче.