Мифов, связанных с названием Васильевского острова, очень много. Например, согласно одному из них, его назвали в честь влюбленной пары Василия и Василисы, которые жили здесь несколько веков назад.
Другой вариант – Васильевский – это русифицированное, созвучное финское название острова – «Хильвасаари», то есть «Лосиный».
Но самая распространенная версия: Васильевский назван в честь Василия Корчмина. Это конкретный исторический персонаж – артиллерист, который командовал батареей. Петр Первый часто писал ему письма и приказывал гонцу: «Василию на остров!». Так и зародилось название. Василию Корчмину даже есть памятник на 7-ой линии Васильевского острова.
Но историки уверяют, Васильевским остров назывался задолго до Петра и его артиллериста.
«Еще в 1500-х годах в писцовой книге Новгорода этот остров фигурировал примерно как «Васильевский». Но и еще раньше в письме Нарвского магистрата властям Ревеля, это 1420-е годы, остров называли «Васильиенс хольм», – рассказывает историк Марина Зубкова.
Для большинства туристов Васильевский начинается со «стрелки». Почему собственно «стрелка»? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на остров с высоты. Вытянутая часть – мыс – разбивает реку Неву на Большую и Малую. «Стрелка» – это географический термин именно для таких случаев. Спорить с географами – бессмысленно. Действительно, ведь похоже на стрелу.
ФОТО автора
Изначально стрелка Васильевского острова задумывалась как речной порт. Поэтому здесь выстроили пристани, здания таможни, биржи… Но окончательно архитектурный ансамбль сложился только к XIX веку. По легенде, французский архитектор Тома де Томон долго не мог закончить проект. Но однажды жена, накрывая утром на стол, поставила овальный поднос с булочками прямо на чертеж, а рядом – симметрично – две чашки кофе. Так и появились на карте Петербурга Биржевая площадь и Ростральные колонны
Последние – это, пожалуй, единственные в мире маяки, которые как маяк не работали ни дня. Они служили, скорее, фонарями. И для красоты, конечно.
ФОТО автора
Ростральными колонны называют из-за украшений. По древнеримской традиции колонны украшали носовыми частями – то есть рострами – поверженных вражеских кораблей. У подножия каждой по две скульптуры. Есть гипотеза, что это 4 символа великих русских рек: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это, конечно, очередная легенда. Сам Тома де Томон видел в них только божества моря и коммерции.
Со стрелки Васильевского острова открывается классический вид на исторический центр Петербурга: Петропавловскую крепость, Троицкий мост, Зимний Дворец… Отличное место для фотографии. В этом убеждены и дизайнеры Банка России, ведь на 50-ти рублях изображена именно Стрелка Васильевского острова и скульптура у Ростральной колонны.
Исторически Васильевский остров задумывался как центр Петербурга, и строили его по европейским образцам. Новая столица России, по задумке Петра Первого, должна была быть похожа на Амстердам и Венецию, поэтому план города чертили не русские зодчие, а иностранные архитекторы.
«Был план разрыть каналы согласно линиям. Их разрыли, но на наших почвах эта идея не прижилась, эти каналы мелели, потом туда просто сбрасывали мусор …» – рассказывает Марина Зубкова.
Также есть версия, что дело было еще в нецелевом использовании выделенных государственных средств. Будто губернатор города граф Александр Данилович Меньшиков присвоил часть денег себе.
Как бы там ни было, каналы засыпали, от них остались лишь напоминания – улицы в исторической части острова называются линиями. Причем одна улица это две линии. Например, 2-ая линия В.О. – это правая сторона улицы (относительно Большой Невы), а 3-я линия В.О – левая.
Все линии пересекают три проспекта, еще одна градостроительная особенность исторической части Васильевского острова. И называются они просто, даже неказисто – Большой, Средний и Малый.
Земля в центре новой столицы стоила дорого, поэтому дома строили вплотную друг к другу, так появились знаменитые дворы-колодцы с узкими проходами. Раньше по ним можно было проехать на велосипеде от Стрелки до порта. Сейчас большинство закрыты, осталось всего несколько. Здесь же находится и самая узкая улица города. Ширина улицы Репина 5 метров 50 сантиметров. Причем изначально на картах города ее не было. Протоптали купцы, которые сокращали путь от рынка к Среднему проспекту
ФОТО автора
Если ехать по Васильевскому вдоль Большой Невы, можно увидеть самые старые скульптуры в Петербурге. Им около трех с половиной тысяч лет. Да-да, городу всего триста с хвостиком, а они в 10 раз старше. И родом они из Египта. Скульптуры нашли в 1820 году в городе Фивы. Оттуда перевезли в Александрию на продажу. Где их и увидел путешественник Андрей Муравьев. Хотел было приобрести, но опоздал – уже продали французам. Однако русскому поэту и драматургу повезло – во Франции произошла революция, было как-то не до сфинксов, и тут Муравьев с разрешения императора, конечно, быстро перекупил каменные изваяния.
Сфинксы явно не хотели покидать теплое побережье Нила и переезжать к северной холодной Неве. Когда скульптуры поднимали на борт, они упали в воду, но их все же «усадили» и отправили в путь. Говорят, всю дорогу от Средиземного моря до Балтийского судно, везущее скульптуры, преследовали жуткие шторма. Их сначала поставили в саду Академии Наук, а потом, в 1834 году, перенесли на набережную. Позже компанию им составили другие мифологические существа – грифоны. Вместе они исполняют мечту. Для этого нужно одной рукой схватиться за зуб грифона, второй гладить по голове и на ушко прошептать желание, смотря в глаза сфинксу, и тогда оно обязательно сбудется.
ФОТО автора
Кстати, археологи предполагают, что лица сфинксов полностью совпадают с образом фараона Аменхотепа III. Как поняли? Прочли высеченную на основании надпись – это его имя. Человек с зеркалом, сова, восход солнца, бык и сокол….
На Васильевском острове можно совершить кругосветное путешествие. Для этого не нужно особо никуда ехать, достаточно купить билет в Кунсткамеру. Основанной самим императором в 1714 году. Поначалу музей популярностью не пользовался, тогда Петр Первый придумал хитрость: при входе всем дворянам наливали венгерское вино, а людям из сословий попроще – кофе или даже водку. И это сработало.
ФОТО автора
Собирать коллекцию самодержец начал лично – денег не жалел, того же требовал и от подданных. Например, в одном из указов повелел передавать в Комнату искусств – так переводится название «Кунсткамера» – всё самое старое и странное, что нашлось. Сейчас в музее более одного миллиона экспонатов. В том числе уникальных. Например, костюмы североамериканских индейцев или доспехи японских самураев, тайные послания и книги древних тюрков… Но, пожалуй, наиболее известная часть коллекции – анатомический раздел. Ее основу Петр Первый купил 1717 году у голландского анатома Фредерика Рюйша.
Новые экспонаты здесь появляются и сейчас.
«Тысячи вопросов, хватит на 1000 и 1000 таких людей, как я. И я думаю, что этот источник никогда не иссякнет, а если он иссяк, то это значит, что это ты поглупел и перестал видеть эти вопросы. Вот, поэтому этнография безбрежна», – говорит младший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа Кунсткамеры Екатерина Капустина.
Даже самая беглая обзорная экскурсия займет полтора часа, а если у каждого экспоната останавливаться по минуте, с перерывом на сон и еду, посмотреть коллекцию Кунсткамеры можно всего за каких-то 5 лет.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет