20 российских городов получили статус «Город трудовой доблести» в знак признания заслуг в годы войны. Среди них административный центр и второй по величине город Приволжского федерального округа – Нижний Новгород. С 1932 по 1990 год, то есть и во время Великой Отечественной войны, он назывался – Горький. Сегодня Нижний Новгород по праву заслуживает нести почетное звание Города трудовой доблести, ведь во время войны он был одним из важнейших арсеналов Советской армии.
Горький стал огромным госпитальным тыловым пунктом, где лечили более 400 тысяч солдат и командиров Красной армии. Первый поезд с ранеными пришел уже в июле 1941 года. Под госпиталь переоборудовали любые помещения: школы, общежития, институты, Дворец труда. Неравнодушные жители Горького собственноручно собирали и добывали продукты для раненых.
С началом войны было принято решение сделать город неприступной крепостью. Для этого вокруг Горького принялись строить оборонительный рубеж. За год удалось выполнить 12 миллионов кубометров земляных работ, на что ушло 100 тысяч кубометров камня и 300 тысяч кубометров леса. На рубеже построили более тысячи дотов, землянок и командных пунктов.
Советские истребители Ла-5Ф в сборочном цехе завода № 21 имени Орджоникидзе. Точная дата съемки не установлена. Аркадий Шайхет/ТАСС
Настоящий трудовой подвиг совершили работники Горьковского артиллерийского завода. В военные годы производство пушек ЗИС–3 увеличилось практически в 18 раз. Завод изготовил более 100 тысяч пушек, считается, что это больше, чем все страны гитлеровской коалиции вместе взятые. Всего за годы войны в Горьком произвели 40 тысяч танков, 100 тысяч автомашин, 20 тысяч самолетов, 27 подводных лодок.
Рабочие Горького помогли Красной армии еще и тем, что с легкостью придумали инновационные решения, сталкиваясь с проблемами на производстве. Например, в 1941 году на заводе «Красное Сормово» поставили задачу производить танки Т-34. Двигатели для них производили в Хабаровске, однако поставку оттуда организовать уже было невозможно. Тогда инженеры решили установить на танках авиационные двигатели, которые производили на Горьковском автомобильном заводе.
На базе завода «Красное Сормово» создали народное ополчение, отряды самообороны, санитарные дружины, отряды по восстановлению военных объектов, пострадавших от налетов вражеской авиации. Проводили ударные вахты, появилось движение фронтовых бригад, работавших по 14—16 часов в сутки. Уже в первые дни войны выражением творческой инициативы стала фраза: «работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт».
Мало кто знает, что Горьковский автомобильный завод во врем войны выпускал не только автомобили. Хотя, конечно, известная полуторка – грузовой автомобиль – воевал на всех фронтах. Производили бронеавтомобили и самоходные артиллерийские установки.
Цех сборки легковых автомобилей «Волга» на Горьковском автомобильном заводе. Точная дата съемки не установлена. Василий Егоров/ТАСС
Работа в Горьком была не спокойной, Гитлер планировал захватить город, следуя плану с кодовым словом «План Барбаросса». Фюрер считал, что захват Украины, Москвы, Ленинграда и Горького парализует силы Красной армии. Враг пытался бомбить горьковские заводы. Так, в 1942 году серьезный ущерб нанесли «Нефтегазу» и прилежащим жилым кварталам. В 1943 фашисты наращивали число самолетов во время атак, дошло даже до 160 штук в один налет.
Еще одним направлением, ознаменовавшим единство армии и горожан, стала Горьковская станция переливания крови. По сравнению с довоенным временем, количество доноров увеличилось в пять раз, составив тем самым 50 тысяч человек. Всего горьковчане отправили на фронт почти 100 тысяч литров крови.
Надо отдать должное и тем, кто продолжал трудиться на аграрном хозяйстве, занимался сбором урожая и производством сельскохозяйственных культур. Благодаря им, у всех остальных была еда.
Из воспоминаний жительницы города Нины Речкиной: «За руль трактора села в 1943 г. Шла война, и в колхозе не осталось мужчин, а фронт требовал хлеба. Работали от темна до темна. Сменщика нет – работаешь, пока сил хватает. Некому помочь семена засыпать, сама берешься за мешок. Как-то сеяли вдвоем с девчонкой весь день, а потом до дому сил нет добраться. Ну, доползла. Где-то около деревни без памяти подобрали, отлежалась чуток и снова в поле, сеять. А трактора тогдашние без кабин были. Дождь мочит, ветер пробирает, солнце палит. Однажды волк к самому трактору подошел. Ну, думаю, прыгнет! Нет, испугался».
Все это в очередной раз доказывает, что фронт и тыл были единым трудовым лагерем, а победа был достигнута общими силами.
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС