В США открылся съезд Демократической партии, чтобы утвердить Джозефа Байдена кандидатом в президенты на выборах 3 ноября. Почему он так популярен у демократов, телеканалу «МИР 24» рассказал ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин.
- 77-летний Байден – это лучший выбор для демократов?
Константин Блохин: Других у них нет. Очевидно, что сыграл роль экономический кризис в США, спровоцированный коронавирусом. До кризиса Байден рассматривался как аутсайдер. В его победу не верили даже демократы, поэтому они начали раскручивать тезис о русском вмешательстве, потому что если Трамп выиграет, выборы нелегитимны, следовательно, вся борьба должны была пойти по второму кругу.
Демократы нашли довольно действенный рычаг давления на Трампа и его администрацию: они обвиняют во всех проблемах, связанных с коронавирусом, администрацию Трампа. Их обвиняют в неэффективности действий, и это работает. Американские экономисты сравнивают сегодняшнюю ситуацию не с кризисом 2008 года, а с Великой депрессией: более 42 млн безработных. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц сказал, что американская мечта умерла. 13% американцев живут ниже черты бедности, средний класс сокращается, 60% населения считают правительство коррумпированным.
Во время расовых протестов в основном грабили супермаркеты и товарные поезда. На этом фоне Байден стал отыгрывать. Но Трампа со счетов нельзя скидывать. Сегодня расклад 50 на 50.
- А как же Берни Сандерс?
Константин Блохин: Байден пошел на очень интересный трюк. Праймериз показали, что Демократическая партия расколота, раскол проходит по лини Байден – Сандерс. Большая часть электората партии тяготеет к левому крылу, поэтому задача партии и Байдена – консолидировать ее. Как? Можно это сделать за счет интеграции Камалы Харрис, которая говорила в поддержку Сандерса, и он поддержал ее после того, как Байден решил поставить ее в качестве вице-президента. Понятно, что Байден пытается разыграть несколько карт: первая – женщина в американской политике, желательно цветная, потому что до Камалы Харрис месяца 3-4 назад Байден хотел поставить на этот пост Мишель Обаму, но она отказалась. Здесь параллели напрашиваются.
- При этом против нее играет то, что она с Ямайки, она из одной из богатейших семей рабовладельцев, и это на фоне протестов.
Константин Блохин: Я думаю, что простой афроамериканский электорат не будет рассматривать пристально ее генеалогию. Цвет кожи сыграет важную роль, но понятно, что женщина в американской политике – это жесткий управленец, жестче, чем любой американский ястреб: Хиллари Клинтон, Кондолиза Райс, Мадлен Олбрайт. Если Трамп не просто так подшучивает над Байденом, очевидно, что в этой связке Харрис будет играть главную роль. Главным «менеджером» будет Камала Харрис, а не стареющий Байден.
- Раньше США высказывались по поводу геронтократии в СССР. Сейчас возраст их кандидатов – 78, 77…. Помоложе не нашлось?
Константин Блохин: Многие в Америке пишут об упадке США. Куда приведет США следующий президент? Этот электорат крайне поляризован, потому что выборы, который будут в ноябре, рассматриваются последним шансом Америки. Либеральный истеблишмент рассматривает Байдена как нового Обаму, который придет, и все пойдет по старым рельсам – будет усилена евроатлантическая солидарность, отменены миграционные указы Трампа, снова будет ставка на международные институты и организации, которые сделали Америку великой – снова будет второе дыхание глобализма. Электорат Трампа тоже рассматривает это как последний шанс исчезающей Америки – вернуть традиционную, консервативную Америку к 60-70-м годам, потому что электорат Трампа – белые англосаксонские протестанты, по прогнозам ООН, к середине 21 века будет меньшинством. Они тоже мобилизуются, смотрят на все эти протесты, находятся будто в осаждающей крепости.
Мы будем очевидцами грандиозного политического ток-шоу в США. Все будем следить, к чему это может привести. У меня ощущение, что они идут нос к носу сегодня. Трампу не помог коронавирус – у него до этого кризиса была прочная основа для победы – стабильный экономический рост. Сегодня, когда американская экономика обвалилась на треть, эта основа ушла. Но еще есть время. Голосование будет важным – рейтинг может повышаться и понижаться ввиду заявлений, действий оппонентов, но в час пик все может поменяться. Кандидаты будут все больше использовать ресурсов для дискредитации друг друга, менять тактику и стратегию борьбы. Без грязи не обойдется. Есть попытки то Боба Вудворда, то Джона Болтона, то других продемонстрировать людям инсайд, что Трамп аморален, и все в таком духе.
- Если Байден станет президентом, что-то изменится в отношениях Вашингтона и Москвы?
Константин Блохин: Думаю, что не изменится ничего. Хорошо применить пример Хиллари Клинтон. Если бы она была, я думаю, что американская политическая система функционировала бы, как швейцарские часы, не было бы возни, попыток импичмента. То же самое будет с Байденом, но он будет президентом одной части Америки – меняющейся. Но в оппозиции будет часть, которая за Трампа, обездоленная.
О нормализации отношений с Россией не может быть и речи. То же самое с Трампом. Если будет он, все попытки улучшить отношения с Россией будут заблокированы Конгрессом. Разница между ними небольшая.
Подробнее в сюжете: Гости эфира