С давних времен свадьба считалась одним из главных событий в жизни. С этим событием у всех народов связано большое количество традиций и ритуалов, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Сегодня большинство молодоженов в разных странах мира предпочитают классические свадьбы европейского формата, но это касается далеко не всех. Многие продолжают строго следовать традициям, надевают на свадьбу национальную одежду и проходят через все необходимые обряды по тем правилам, которые были установлены в далеком прошлом.
Национальные свадьбы очень красивы, а разнообразие связанных с ними ритуалов поражает. Но, невзирая на самобытность и уникальность свадебных традиций у разных народов, нетрудно отыскать и общие черты, характерные для вступления в брак: как правило, все проходят через сватовство, смотрины, затем следует подготовка к свадьбе, проводы невесты, праздничное торжество и, наконец, введение молодой жены в дом мужа. В этом материале мы расскажем о самых колоритных свадебных обычаях, принятых в разных регионах России и ближнего зарубежья.
До образования современной Кабардино-Балкарской Республики на ее территории располагались две исторические области – Кабарда и Балкария. Кабарда находится в центральной части Северного Кавказа, в разные времена она занимала равнинную и предгорную часть современной республики. Балкария издавна была разделена на пять горских обществ и занимала главным образом горные и высокогорные районы современной Кабардино-Балкарии. Сегодня это единая республика, однако обычаи и традиции кабардинцев и балкарцев немного различаются.
Кабардинцы, как и другие народы Северного Кавказа, очень чтят традиции, поэтому и свадьбы в национальном стиле здесь не редкость. Некоторые обряды могут поставить непосвященного человека в тупик. Например, в Кабардино-Балкарии до сих пор похищают невест, а жених вообще не присутствует на собственной свадьбе. Но обо всем по порядку.
Москвичке Галине довелось побывать на свадьбе родственника в городе Прохладный. Это второй после Нальчика по численности населения город Кабардино-Балкарии. Он расположен в северо-восточной части республики, на левом берегу реки Малки. К свадьбе Галина готовилась тщательно: первым делом решила поискать информацию в интернете.
«Я догадывалась, что свадьбы на Кавказе отличаются от тех, на которых доводилось бывать мне. Больше всего меня интересовал вопрос, обязательно ли мне покупать длинное платье, – рассказывает Галина. – Наши родственники обошлись без похищения невесты, хотя до сих пор в КБР такая традиция существует. Как рассказала мне сестра невесты, ее как раз похитил ее нынешний муж. Ну, как похитил... Она догадывалась, что это произойдет, да и они общались до этого много. Так что сюрпризом для нее это не стало. Считается, если тебя украли, и ты провела ночь в доме жениха до рассвета, значит, ты уже замужем».
Действительно, похищение невесты – не редкость для кабардинцев. Даже если парень и девушка знакомы и испытывают взаимную симпатию, они не афишируют свои отношения до тех пор, пока жених не украдет невесту, либо не отправит к ней в дом сватов. Сватовство – очень важный и ответственный этап практически у любого народа. К приходу сватов накрывают богатый стол, на который выставляются лучшие угощения: хозяева должны показать, что их семья благополучна, и, значит, за невесту будет дан хороший калым.
А вот родители молодых знакомятся с избранниками своих детей только непосредственно в день бракосочетания. «Этот момент меня удивил больше всего, – признается Галина. – То есть родители отдают своих детей непонятно за кого. Получается, что только сваты знакомятся друг с другом до самого «Дня Х». Одним из обычаев кабардинцев является расселение жениха и невесты по разным домам. Поэтому нашему жениху выделили отдельную квартиру, где он и готовился ко дню свадьбы».
Как известно, кавказские свадьбы – очень многолюдные. На торжестве могут собраться от 500 до 1000 и более гостей. Когда Галину пригласили на свадьбу, то заранее предупредили: будут только самые близкие. На поверку оказалось, что «самых близких» – 200 человек! Впрочем, по кабардинским (и не только) меркам это и в самом деле довольно скромная церемония.
Очень важное место в кабардинской и других кавказских свадьбах занимает обряд никах (в переводе с арабского – «бракосочетание»). Согласно кабардинским традициям, присутствуют на нем только мужчины. Свидетели со стороны жениха и невесты вместе с муллой (мусульманский священнослужитель) собираются в отдельной комнате, где мулла в специальной книге делает запись о том, что брак совершился. Затем эта книга отправляется в мечеть.
«Никах символизирует священное заключение брака между мужчиной и женщиной. Его суть не только в обретении права на законные семейные отношения, совместное проживание, быт и рождение детей, но и во взятии взаимных обязательств», – поясняет Галина.
Рассадка гостей на кабардинской свадьбе тоже довольно необычная. «Само торжество в ресторане проходило в двух залах. В первом были так называемые аксакалы – старшее поколение мужчин, в другом зале – все остальные. Как мне потом рассказывал мой дядя, каждый из мужчин вставал и представлялся перед стороной жениха. Кроме того, в этот вечер к дяде приставили «охрану». Куда бы он ни выходил из зала, вместе с ним шли двое мужчин. Кстати, он так и не увидел свадьбу сына, и из-за этого очень расстроился», – рассказывает собеседница «МИР 24».
На следующий день после свадьбы гости отправляются в дом невесты. И здесь снова происходит разделение: мужчины, женщины и молодежь сидят отдельно. «Больше всего меня удивил тот факт, что мужчины обращаются только к мужчинам, – признается Галина. – То есть если я приехала с мужем, то мужчины обращаются только к нему, даже когда обращение касается нас двоих».
Свадьбы на Кавказе могут длиться от одного до трех дней. За это время вы точно успеете зарядиться впечатлениями на год вперед и устанете веселиться. Тем, кто мало знаком с традициями народов Кавказа, многое покажется странным, но в одном можно не сомневаться: такая колоритная свадьба станет настоящим приключением не только для молодоженов, но и для гостей.
Пожалуй, одна из самых необычных особенностей кабардинской свадьбы – это отсутствие на ней жениха. Да, вы не ослышались: главный герой торжества появляется на нем лишь под самый конец, когда уже произошел выкуп невесты и свадьба фактически состоялась. Похожая традиция существует и в Адыгее.
«В Адыгее жениха на свадьбе нет – он в это время в горах с друзьями, – рассказывает Евгения, которой довелось побывать на адыгской свадьбе. – А невеста вообще не празднует: она всю свадьбу стоит в углу, в красивом национальном платье, к ней по очереди подходят гости. Возле нее стоят две девушки, которые ее сопровождают. Невеста никуда не имеет права отходить, она стоит молча, опустив голову. А веселятся только родственники жениха и невесты – это для них в основном праздник. И то девушки не принимают участие в застолье: да, они танцуют, это у них общие мероприятия, но пируют только мужчины».
Интересно, что даже к родителям невесты приезжает не сам жених, а его родственники и друзья. Они договариваются с родителями девушки о том, что забирают дочь из семьи.
«У адыгов есть очень странная традиция, которой я больше нигде не видела. У них жених после свадьбы вообще никогда не общается с родителями жены. То есть там нет как таковых анекдотов про тещу и зятя, как у нас, потому что они в принципе не контактируют. Муж может, например, свою жену довезти до дома родителей и уехать. Он может даже пройти мимо и не поздороваться с ними. У невесты была своя семья, но теперь она – полностью член новой семьи», – рассказывает Евгения.
Жених и невеста едут регистрировать брак в отдельных машинах. Как правило, о свадьбе знает почти весь город: свадебный кортеж едет по улицам с музыкой и веселыми песнями, а иногда и самой настоящей стрельбой. Брак регистрируют либо в ЗАГСе, либо в банкетном зале. При этом родители невесты остаются дома, а в банкетный зал и ЗАГС с ней едут только подруги.
Важным элементом свадьбы является ввод невесты в дом, или унэишэ. Это один из самых красивых моментов в адыгской свадьбе. Хотя само понятие подразумевает, что обряд должен проводиться дома, в последние годы его все чаще проводят в ресторане или банкетном зале. Под обрядовую песню невесту подводят к старшим женщинам, которые посвящают ее в род жениха. Старшая женщина осыпает молодую пшеном, сладостями и монетами, что символизирует изобилие, достаток и многодетность. Затем перед невестой расстилают овечью шкуру, на которую она должна наступить – это ее первый шаг в род жениха. Важно, чтобы она сначала поставила на шкуру правую ногу: все правое адыги считают символом счастья и удачи. После этого одна из уважаемых женщин рода смазывает губы невесты медом и топленым маслом – чтобы невеста не сквернословила и была красноречивой. Затем все поздравляют новобрачную и дарят подарки. Каждый обязательно должен подарить невесте золото или деньги – только это дает право с ней заговорить.
Если вы думаете, что как только молодая жена становится хозяйкой в доме мужа, она тут же с головой погружается в быт, то вы глубоко ошибаетесь. У адыгов в этом смысле совершенно противоположные традиции.
«Первый месяц после того как невесту «берут» в семью, она ничем дома не занимается. Ее привечают в новой семье, помогают адаптироваться, обслуживают и т.д. То есть она освобождена от всех домашних дел. Но это только в первый месяц, а потом все это возвращается с лихвой», – объясняет Евгения.
Также девушке довелось побывать на абхазской свадьбе, которая еще больше, чем адыгская, поразила ее своим колоритом и размахом. Еще бы, ведь на ней присутствовало 1500 человек!
«Это была самая массовая свадьба, которую я видела, – признается Евгения. – Она проходила за городом, в поселке, на фоне красивой абхазской природы. Там был дом на пригорке, и со второго этажа смотришь: внизу собралось очень много абхазов – это напомнило мне какую-то шумную итальянскую свадьбу, как в фильме «Крестный отец». Причем абхазы не высылают приглашения: у них если кто-то женится, все, кто хочет – приходят».
На свадьбу абхазы дарят исключительно деньги. На любом торжестве есть специальный человек – что-то вроде семейного счетовода, который записывает в тетрадку, кто сколько дал денег.
«И потом, когда, например, кто-то из гостей женится, муж открывает эту тетрадку, смотрит, сколько тот ему дал, и приносит столько же или больше. Но не меньше – меньше приносить не принято! И никакие отговорки тут не принимаются», – добавляет Евгения.
Красивые национальные костюмы, завораживающие танцы, прекрасная музыка и вино – неотъемлемые составляющие любой кавказской свадьбы. И, конечно же, вкусная еда. Как правило, на таких застольях едят много блюд из мяса и сладостей – все зависит от национальной кухни того или иного региона. При этом из-за большого количества гостей еда готовится почти в промышленных масштабах. И здесь на помощь приходят все родственники, друзья и даже самые дальние знакомые. Всеми хлопотами на кухне занимаются женщины, а мужчины, скорее, выполняют организаторские функции.
Ханты и манси – два коренных малочисленных угорских народа, проживающие на севере Западной Сибири и составляющие основную часть населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Свадебные обряды ханты и манси во многом схожи, как и их культура в целом. Решение о том, будет заключен брак или нет, здесь всегда принимали родители жениха. Если девушка им нравилась, была достаточно скромной, хозяйственной и происходила из хорошей семьи, то они засылали в ее дом сватов. На переговоры приносили посох с зарубками, который обозначали размер калыма, а именно число оленей, которые должны быть отданы за невесту. Хорошая невеста стоила 40 оленей (для сравнения: снегоход можно было приобрести за 10-15 оленей). Если посох не возвращали, это значило, что предложение почти принято. Впрочем, ханты и манси не любят спешки: сваты могут наведываться в дом невесты и по 10, и по 20 раз.
В день, когда была назначена свадьба, невесту наряжали и сажали за занавеску – подальше от посторонних взглядов. В день обручения голову невесты покрывали платком, который она не имела право снимать в течение ближайшего года – именно столько у хантов и манси длится подготовка к свадьбе. Все это время девушка шьет себе приданое – свадебное платье, а также платки, расшитые кистями. Считается, что платье должно издавать звон, поэтому на него нашивают различные бусы, монеты, серьги, бисер и даже колокольчики. В день свадьбы невеста надевает целых три платья, на голову – три или пять платков (число обязательно должно быть нечетным). Наряжаться ей помогают ее подруги, вместе с которыми она в последний раз вспоминает беззаботную молодую жизнь и причитает, покидая родительский дом.
В дом мужа девушка берет свой «тучан» – небольшой мешочек, где хранятся принадлежности для шитья и вышивки. Кроме того, в тучане хранятся две куклы – мальчик и девочка. Эти куклы – символ семейного счастья и гармонии между супругами. Обычно девушка прячет тучан от родителей, чтобы его можно было незаметно взять в нужный момент.
В день свадьбы в дом невесты приезжает жених. Здесь происходит еще одно необычное действо: жених, голова которого покрыта платком или рубашкой, должен сесть на колени тестю. Затем с его глаз снимают покров и дарят одному из родителей невесты (платок достается теще, рубашка – тестю). После этого юношу усаживают рядом с тестем и говорят: «Считай тестя отцом-батюшкой». Невеста делает подарки подругам, а ее родственники – родным жениха.
Важной составляющей свадьбы у хантов является поклонение огню. Этот ритуал проводит отец невесты: он сжигает на костре красную ткань, тем самым принося жертву богине огня Нан. Также в огонь бросают кусочки жира, капают вино и кровь – чтобы «прикормить» огонь. Еще один важный ритуал – забой оленей. К праздничному обеду забивают двух: одного – для невесты, второго – для жениха. Кровью оленей окропляют священные символы духов, после чего садятся пировать.
Когда приходит время невесте отправляться в дом жениха, она должна плакать и упираться. Отец, мать или сваха спрашивают, почему она упорствует, и тогда девушка может попросить о любой вещи – например, дать ей что-то в приданое. Как правило, ее просьбу удовлетворяют. Затем будущую новобрачную сажают в нарты или лодку и увозят в дом жениха. Там она вместе с женихом проводит от 3 до 7 дней и только после этого приступает к ведению домашнего хозяйства.
Еврейская свадьба также богата весьма любопытными традициями. Вступать в брак можно в любой день, кроме шаббата – этот день, как известно, для всех евреев священен. Интересно, что еврейская свадьба имеет некоторые схожие черты с кавказской: например, первой в зале, где проходит церемония, появляется невеста, а жених некоторое время отсутствует. Пока будущая жена принимает гостей, ее избранник вместе с раввинами подписывает документы: сначала «тнаим» – договор об обручении, а затем «ктубу» – брачный договор.
Собеседница «МИР 24» Арина рассказала о своем опыте пребывания на традиционной еврейской свадьбе.
«Меня сразу предупредили насчет наряда – платье должно скрывать локти и колени, – рассказывает Арина. – Для гостей действовал дресс-код: невеста решила одеть всех в красное. Однако, как я узнала позже, в Талмуде сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, так как она привлекает внимание и может привести к разврату. Получается, что ношение красной одежды нарушает запрет одеваться нескромно. Несмотря на это, большинство гостей соблюли дресс-код и порадовали молодую пару».
Пока жених занимался подписанием ктубы, в молельном зале его мать вместе с матерью невесты разбили тарелку в память о разрушении Храма Иерусалимского. Это действие носит еще и символический характер: как невозможно вновь собрать разбитую тарелку, так и испорченные отношения не возродить.
Самым важным атрибутом еврейской свадьбы является хупа, под которой совершается нисуин – второй и главный этап бракосочетания. Хупа – это балдахин, под которым жених и невеста стоят во время церемонии бракосочетания. Так же называется и сама эта церемония. Хупа представляет собой ткань или простыню, натянутую на четыре шеста. Хупа символизирует будущий дом, где муж и жена будут жить вместе. Несмотря на то, что еврейский брак считается действительным и без хупы, она все же считается основной составляющей еврейской свадьбы.
Кстати, ткань, наброшенная на подставки, не полностью покрывает это причудливое сооружение. Считается, что это аллегория с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и превратностям судьбы, поэтому они должны быть готовы стойко встречать их вместе. По другой версии, хупа олицетворяет собой комнату в доме жениха («хадар йихуд»), где молодожены впервые соединятся как муж и жена. А открытые стены символизируют гостеприимность пары.
После того, как невеста заканчивает принимать гостей, в зале появляется жених. Он приветствует родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним – так называется прием гостей перед церемонией бракосочетания. Далее следует обряд «бадекен» (в переводе с иврита – покрытие). Это важная часть церемонии «хупа»: жених должен набросить на лицо невесты фату или покрывало. Традиция покрытия лица невесты восходит к одной из библейских праматерей – Ревекке, которая закрыла лицо, когда встретила своего жениха Ицхака.
«Покрывая лицо невесты, жених как бы показывает, что теперь он будет заботиться о ней и защищать. Этот обряд восходит к старинному изречению: «Девушка выходит покрытой». Согласно древней традиции европейских евреев, фата закрывала лицо невесты полностью. Поэтому свидетели должны были убедиться, что скрывающаяся под ней девушка и есть та самая невеста. Евреи делают это, дабы избежать повторения истории, произошедшей с одним из праотцов – Яковом, который взял в жены Лею вместо Рахель», – рассказывает Арина.
Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений. Сначала их произносят над вином, затем начинается обручальное благословение, после чего жених преподносит невесте кольцо. Примечательно, что по еврейским обычаям кольцо надевается на указательный палец правой руки невесты, а если строго соблюдать традиции, то невеста в ответ не должна надевать кольцо на руку жениху. Этот обряд называется «кидушин».
Затем происходит чтение ктубы, и молодых благословляют уже родственники и гости. Очень красивым завершающим этапом церемонии является разбивание стакана. Чтобы мелкие осколки не разлетелись, его предварительно оборачивают тканью. Жених должен раздавить стакан правой ногой, а гости в это время должны кричать: «Мазаль тов!» (в переводе с иврита – «Поздравляем!»). Как и в случае с тарелкой, стакан разбивают в память о разрушенном Иерусалимском Храме. Как поясняют сами евреи, они делают это, чтобы даже в моменты наивысшей радости не забывать о том, что их счастье неполное и они ждут, когда Храм в Иерусалиме вновь будет отстроен.